22.11.2024
Военная провокация Турции против Ирана может открыть новые фронты - Казинян
prev Предыдущие новости

Роль "пожарного" между Арменией и Азербайджаном Иран играть не будет – эксперт

“Красные линии” Ирана в Закавказье в контексте армяно-азербайджанского конфликта в первую очередь подразумевают защиту самой иранской территории от каких-либо посягательств и невмешательство нерегиональных стран в конфликт. Иран мог бы использовать войска за пределами страны только в том случае, если ситуация окончательно вышла бы из-под контроля, а Россия была сильно отвлечена конфликтом в другом регионе. Об этом в беседе с VERELQ заявил российский иранист, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Адлан Маргоев.


По словам эксперта, Иран в первую очередь заботится о свой безопасности, чтобы военный конфликт между Арменией и Азербайджаном не затронул иранские границы. «Что бы ни потребовалось для охраны собственной территории, Иран будет делать, вплоть до задействования своих вооруженных сил, — сказал эксперт Маргоев. — Приоритет второго порядка в том, чтобы в этом регионе не появились вооруженные силы третьих стан, которые не присутствуют в регионе. Армения и Азербайджан враждуют, Россия играет посредническую роль. Для Ирана важно, чтобы страны НАТО, в том числе Турция, не укрепились в этом регионе в военном плане. Отсутствие ВС третьих стран в нашем регионе закреплено в каспийской конвенции. ВС Турции здесь — лишний игрок. Несмотря на военную помощь Азербайджану со стороны Турции, Иран против того, чтобы Анкара в военном плане закрепилась в этом регионе».


Присутствие ВС третьих стран в регионе меняет баланс сил и может создавать угрозы безопасности для Ирана, считает Адлан Маргоев. «В-третьих, Иран против того, чтобы менялись международно признанные границы в регионе», — заметил он, посчитав открытым вопрос о том, что Иран может сделать, если все же ситуация будет развиваться в этом направлении, например, в контексте армяно-азербайджанского конфликта.


“Возможные действия Ирана по сохранению нынешних границ в регионе — открытый вопрос. Иран не заинтересован в том, чтобы вести вооруженные конфликты. У Тегерана есть своя зона нестабильности, в которой Иран стремится обеспечить порядок, в том числе задействовав вооруженные силы, — это Сирия и Ирак. Дополнительный очаг нестабильности, куда потребовалось бы привлекать войска, Ирану не нужен”, - пояснил Маргоев.


По словам ираниста, на постсоветском пространстве, в том числе в регионе Закавказья, Иран с точки зрения безопасности признает ведущую роль России. “Все-таки Москва в роли посредника между Ереваном и Баку естественным образом эффективнее и мощнее Тегерана. Поэтому даже когда Тегеран проявляет дипломатическую активность, он не оспаривает роль Москвы и не стремится перетягивать одеяло на себя. Тегеран сделает в дипломатическом русле все, что в его силах, но не будет стараться заменить Москву на земле. В этом смысле есть некая слаженность между властями России и Ирана”.


Только в одном случае, по словам Маргоева, Иран может вмешаться в региональные дела с проекцией своего военного потенциала. “Если, вдруг, Россия будет занимать выжидательную позицию, отвлекаясь на другие регионы, а события в Закавказье начнут угрожать интересам Ирана, Тегеран может решиться предпринять самостоятельный шаг. Но только с учетом всех перечисленных факторов. В противном случае силовое вмешательство Тегерана в конфликт между Арменией и Азербайджаном может удивить всех”, - предположил научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, добавив, что на этом этапе Иран обозначает свои «красные линии» и действует исходя из своих приоритетов. «Я не думаю, что, если обстреляна та или иная территория, иранцам нужно выдвигаться туда и восстанавливать линию фронта за кого-то. Роль "пожарных" иранцы играть не будут, по крайней мере, на чужой территории», — заключил Адлан Маргоев.


Иран с опасением следит за конфликтом между Арменией и Азербайджаном, который периодически переходит в военную фазу. Требование Азербайджана касательно открытия “Зангезурского коридора” через Сюникскую область Армении в Иране воспринимают с тревогой, опасаясь закрытия границы с Арменией. Духовный лидер и глава ИРИ аятолла Али Хаменеи на встрече с президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом 19 июля в Тегеране заявил, что Исламская Республика Иран никогда не потерпит политики и планов, ведущих к закрытию границы между Ираном и Арменией.

Тер-Хачатурян: Интересы США в регионе не совпадают с интересами Армении
Следующая новость next

Регион

Все новости