Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая 13 сентября в парламенте, коснулся причин эскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе. Он отметил, что нынешняя эскалация на границе имеет контекст, содержание которого он считает необходимым представить.
«Что сейчас происходит и почему это происходит. В первую очередь, это связано с переговорным процессом по урегулированию карабахской проблемы. Вы все помните, что в марте 2022 года Азербайджан представил 5 предложений, касающихся мирного договора, предлагая на этих основах заключить договор о мире. Мы ответили, что в этих предложениях для нас неприемлемых пунктов нет, но мы считаем необходимым их дополнить и на основании этого дополненного варианта готовы вести переговоры и заключить договор о мире, если придем к согласию по соответствующим пунктам.
Поначалу, казалось, что есть взаимопонимание по указанной теме, но впоследствии, а точнее в ходе Брюссельской встречи выяснилось, что Баку отказывается вести переговоры по заключению мира, также основываясь и на представленных нами предложениях. Как вы помните, в направленных нами принципах было несколько пунктов. Одним пунктом в наших предложениях было сохранение закрепленных в трех Трехсторонних заявлениях принципов. Второй пункт касался гарантий безопасности и прав народа Арцаха и исходящего из этого статуса.
По сути позиция Азербайджана, которая была выражена на переговорах, заключалась в следующем: они не желают обсуждать с Арменией вопрос Арцаха, поскольку они считают карабахскую проблему решенной, или как минимум эта проблема является внутренним делом Азербайджана. Однако история на этом не заканчивается.
Как я уже отметил, мы заявили о том, что считаем приемлемым предложенный Азербайджаном принцип взаимного признания территориальной целостности. Однако этот вопрос также нуждается в разъяснении. Что подразумевается под территориальной целостностью. К примеру, говоря о территориальной целостности Армении имеет ли Азербайджан ввиду также территории, которые были оккупированы Азербайджаном в мае 2021 года или в ходе первой Арцахской войны? Этот вопрос, по нашему впечатлению, не получает однозначного ответа Азербайджана в ходе переговоров.
Также Азербайджан ожидает признания от Армении Арцаха частью Азербайджана, что с их точки зрения исходит из указанного мной ранее принципа, предложенного Баку.
Тут возникает еще один вопрос: если гипотетически удастся достичь согласия по двум вышеуказанным вопросам, означает ли это, что Азербайджан не будет предъявлять каких-либо территориальных претензий Армении? На переговорах говорится, что у Азербайджана нет территориальных претензий к Армении. Однако, когда речь заходит о демаркации и делимитации границы, становится очевидным что Азербайджан в рамках этого процесса намеревается поднять определенные вопросы, касающиеся якобы «незаконно присоединенных к Армении территорий».
Об этих территориях они говорят публично. И в подобных заявлениях, и в интервью разговор начинается с Нрнадзора, продолжается Сюникской областью и завершается столицей Армении – Ереваном. Если бы все ограничивалось заявлениями и интервью, можно было бы закрыть на это глаза. Но все факты, в том числе и дипломатические факты, факты на переговорах свидетельствуют, что это последовательная политика Азербайджана.
Что касается Нагорно-карабахской проблемы, то, как я уже сказал, их позиция становится все более четкой, они считают, что этой проблемы нет, проблема решена, и соответственно нет необходимости обсуждать что-либо с Арменией. Говорится о том, что этот вопрос они готовы обсуждать с международными структурами, возможно в соответствии с их формулировками с «представителями армянской общины нагорного Карабаха» и на основе конституции Азербайджана.
Следующий вопрос касается разблокирования коммуникаций. Как вы знаете, Азербайджан искажая заявление от 9 ноября 2020 года, заявляет о дорожных коридорах или коридоре на территории Армении. Наша позиция была и остается прежней: мы не намерены никому предоставлять коридоров на нашей территории, но мы готовы и даже заинтересованы в разблокировании коммуникаций и использовании наших дорог всеми странами региона.
Еще одним пунктом указанного мной контекста является следующее. После войны 2020 года Азербайджан заявил, что как только увидит, что ВС Армении наращивают потенциал, который, по их оценкам, может им угрожать, они первыми предпримут наступательные действия. Мы неоднократно заявляли и закрепили это в своих официальных документах, что реформы в ВС инициируются не с целью захвата территорий, а для защиты территориальной целостности и суверенитета Армении. В момент, когда мы сконцентрированы на реформах ВС, предпринимаются подобные провокации также с целью воспрепятствования этому процессу», - заявил он.