Конец августа ознаменовался заметной активизацией переговорного процесса по армяно-азербайджанскому урегулированию. Однако значительных прорывов мы не увидели. Новый статус-кво, сложившийся в ноябре 2020 года, нюансируется и детализируется. Казалось бы, не время для сенсаций.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Через день после брюссельских переговоров имело место событие, которое можно рассматривать, как попытку слома имеющихся трендов. Не факт, что она будет полностью или частично реализована. Но, по крайней мере, стремление изменить привычный ход дел налицо. «Я принял решение, понимая, какие риски я на себя беру, отказаться от российского гражданства и переехать в Арцах (так в Армении именуют Нагорный Карабах)». Эти слова в первый сентябрьский день произнес Рубен Варданян. Как правило, среднестатистическая поисковая система при вводе его фамилии выдает слово «миллиардер». И хотя Варданян действительно входит в различные престижные списки и рейтинги, известен он не только благодаря своей успешной предпринимательской деятельности, но и филантропии (поддержка образовательных и культурных проектов), а также выступлениям по широкому спектру общественно значимых проблем.
О приходе Варданяна в армянскую политику активно говорят, как минимум, с прошлого года. Но карабахский старт - это особая статья. Не будет преувеличением сказать, что постсоветская Армения во многом возникла как реакция на самоопределение армян бывшей НКАО. Первые три ее президента так или иначе были связаны с карабахской динамикой. Карабах «разбудил» Армению. В то же время «карабахизация» армянской внутренней и внешней политики создала для республики и немало проблем, начиная от региональной изоляции и экономической слабости, и заканчивая клановостью и коррупционным неофеодализмом.
Что нового собирается внести в карабахскую повестку успешный деловой человек, решивший поставить на карту свою репутацию и ресурсы? Прежде всего, стоит отметить, что его прочтение «арцахской темы» сильно отличается от того, что сегодня предлагает и власть, и оппозиция в Армении. Варданян не согласен с тактикой «салями», с помощью которой Баку всякий раз откусывает у Еревана новую порцию уступок. Но он и не «реваншист», инструментально использующий карабахскую тему для низвержения нынешних руководителей и политической «реставрации».
В своей риторике Варданян использует такие слова, как «фронт» и «мобилизация». Собственно говоря, его вхождение в карабахскую политику началось с создания им «Фронта безопасности и развития Арцаха». Однако, это не выглядит как косплей популярного ныне «милитари-стиля». «Этот фронт не про войну. Ты предприниматель? Открывай филиал в Арцахе. Ты студент? Приходи работать волонтером», - резюмирует Варданян.
Таким образом, в постсоветских де-факто государствах создается особый прецедент. Еще не было случаев, когда успешные бизнесмены с обширными связями в высших политических и деловых кругах в России и на Западе, брались бы за системное изменение «горячей точки». Но осознает ли вполне Варданян тот факт, что его новый венчурный проект не совсем про бизнес? И даже совсем не про него! Просчитал ли вполне реакцию со стороны Баку? Насколько сегодняшняя мобилизация вокруг «спасения Арцаха» способна снова, как и в конце 1980-х гг., сплотить армянское общество? Многое по сравнению с теми временами изменилось. И в Армении, и в Азербайджане, и в мире.
Однако при любом сценарии развития серьезная заявка на несогласие с новым статус-кво сделана. Мобилизацию вокруг «защиты Арцаха» предлагает несистемный для армянской политики человек. В условиях, когда социологи фиксируют высокие антирейтинги и провластных, и оппозиционных партий Армении. Запрос на новую силу четко не оформлен, но он присутствует в армянском обществе. И Варданян пытается дать свое «предложение» в виде новой системы координации между политиками, общественниками, гражданами Армении и диаспорой. Слово сказано. Ближайшее время покажет, насколько успешным станет новый венчурный проект Варданяна", - написал Сергей Маркедонов.