20.04.2025
Мнение: встреча в Брюсселе станет для Пашиняна основанием отказаться от Арцаха
prev Предыдущие новости

Проигрыш по всем фронтам: оппозиция об итогах переговоров в Брюсселе

Парламентская оппозиция считает провалом армянской дипломатии итоги переговоров лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в Брюсселе 31 августа. Вместо Нагорно-Карабахской проблемы в повестке переговоров начинает доминировать тема заключения мирного договора между Ереваном и Баку. В то же время угрозы безопасности Армении лишь увеличиваются путем втягивания страны в клубок геополитического противостояния между Западом и Россией.


«Переговоры в Брюсселе стали своеобразным этапом реализации незаконных и агрессивных требований Азербайджана по Карабаху. В переговорах не было речи об урегулировании карабахской проблемы, о праве армян Арцаха на самоопределение - заявил в ответ на вопрос VERELQ депутат от парламентской фракции оппозиционного блока «Армения» Гегам Манукян. - Уже сейчас ясно, что в дальнейшем стороны будут концентрировать усилия для заключения, так называемого, мирного договора».


Основным итогом переговоров в Брюсселе 31 августа, как было отмечено в заявлении президента Европейского совета Шарля Мишеля, стала договоренность о продолжении «предметных переговоров» по поводу мирного договора на уровне глав МИДов. Пашинян и Алиев договорились о встрече министров иностранных дел двух стран в течение месяца для работы над мирным соглашением, но не стали создавать специальную комиссию для этого, к чему стремился Баку. Помимо этого, стороны обсудили вопросы, связанные с освобождением пленных и выяснением судьбы пропавших без вести, демаркацией и безопасностью границ, разблокированием региона, урегулированием армяно-азербайджанских отношений и нагорно-карабахской проблемой.


В свою очередь глава Евросовета Шарль Мишель, который выступал в роли посредника на этой встрече, анонсировал активизацию работы над мирным договором.


Заключение мирного договора без уточнения вопросов, касающихся статуса Карабаха и безопасности его жителей, армянская оппозиция расценивает крайне негативно. «Это фактически значит, что Ереван отказывается от Карабаха, абстрагируется от него», - пояснил Гегам Манукян, с которым согласился его коллега по «стану оппозиции», секретарь парламентской фракции блока «Честь имею» Айк Мамиджанян.


«Вопрос, так называемого мирного договора между Арменией и Азербайджаном, окончательно выведен за скобки карабахской проблемы, что чревато большими потерями для Арцаха и национальных интересов Республики Армения, - считает Айк Мамиджанян. – Другой важный нюанс, термин «Нагорный Карабах» в переговорах вообще не используется. В лучшем случае – это Карабах, как требует азербайджанская сторона».


Другим неприемлемым моментом в процессе Мамиджанян считает то, что переговоры над мирным соглашением будут вестись в условиях содержания в азербайджанских тюрьмах армянских пленных. «Также в условиях, когда азербайджанские вооруженные силы вторглись и остаются на суверенной территории Армении, - добавил политик. – Так что по всем фронтам армянское руководство несет потери и терпит фиаско».


Между тем оппозиционеры считают опасными для безопасности Армении попытки властей втягивать страну в клубок геополитического противостояния между Западом и Россией, имея ввиду, согласие Еревана на проведение переговоров в Брюсселе, на что резко реагирует Москва. «То, что Ереван согласился также на проведение переговоров на уровне вице-премьеров Армении и Азербайджана по вопросам делимитации и пограничной безопасности в Брюсселе в условиях нарастающей конфронтации между Россией и Западом – угроза для безопасности самой Армении. Втягивать страну в пучину российско-западной острой геополитической конфронтации, мягко говоря, чревато негативными последствиями», - считает Гегам Манукян.


По итогам переговоров в Брюсселе, было отмечено, что именно там в ноябре пройдет как очередное заседание комиссии по делимитации, так и встреча на высшем уровне.


Любопытно, что в Москве на это реагируют крайне резко. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала активность ЕС на Южном Кавказе попыткой «беспардонно присвоить лавры посредничества, под которым ничего нет».