В предложениях Баку относительно договора о дальнейшем мире нет ничего неприемлемого. Об этом в интервью радиостанции «Свобода» заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что их предложение относительно начала работ вокруг мирного соглашения пока не получило отклика с армянской стороны. Как вы это прокомментируете?
И публично, и в разных международных форматах, и в ходе прямых контактов с азербайджанцами армянская сторона неоднократно на самых высоких уровнях заявляла, что мы последовательны в своей повестке утверждения мира, и что в предложениях Баку относительно договора о дальнейшем мире нет ничего неприемлемого, естественно, обобщив эти предложения и нашими представлениями.
Мы передали Азербайджану, посредством стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, наше предложение вокруг повестки переговоров по всеобъемлющему миру, но до сих пор не услышали официального ответа. То есть, вопреки заявлениям президента Азербайджана, Армения не только не отвергла, но и положительно отреагировала на предложение о переговорах вокруг мирного договора и ждет ответа Азербайджана. Причем мы предложили Азербайджану начать консультации между министрами иностранных дел по мирному договору, но по сей день не получили ответа. Республика Армения еще раз подтверждает свою готовность днем ранее начать консультации вокруг мирного договора.
Президент Азербайджана также отметил, что и через полтора года заявление от 9 ноября 2020 г. полностью не выполнено, приведя, в частности, в пример вопрос о разблокировании региональных транспортных коммуникаций. Что вы можете сказать об этом?
Да, трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года до сих пор полностью не выполнено. Азербайджан, нарушая не только обязательства по трехстороннему заявлению, но и международное гуманитарное право, продолжает незаконно удерживать армянских военнопленных и гражданских лиц, используя их в качестве заложников и предмета для торга. Не только Армения, но и весь цивилизованный мир выдвигает Азербайджану это требование.
Более того, Баку, по сути, отвергает один из основополагающих элементов заявления, говоря, что Нагорного Карабаха нет, проблемы Нагорного Карабаха нет. В то время как президент Азербайджана своей подписью под трехсторонним заявлением подтвердил существование субъекта Нагорный Карабах. И пока существует трехстороннее заявление, существование этого субъекта невозможно отрицать.
Грубейшим нарушением трехстороннего заявления от 9 ноября является и то, что 24 марта текущего года ВС Азербайджана вторглись в зону ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе и до сих пор находятся там. Это нарушение первого пункта заявления 2020 года.
Что касается разблокирования региональных транспортных коммуникаций, то мы опять-таки не раз говорили о том, Армения заинтересована в успехе этого процесса. Процесс достиг бы своей цели намного быстрее, если не озвучиваемые постоянные безосновательные заявления властей Азербайджана об экстерриториальном коридоре, что не имеет ничего общего с реальностью и договоренностями, достигнутыми в присутствии ряда международных партнеров.
Но ради справедливости стоит отметить, что обсуждения по теме разблокирования проходят в конструктивной атмосфере, и, надеюсь, что они не сорвутся из-за непонятных политических интриг и скоро успешно завершатся.