29.03.2024
Ашотян: Процесс делимитации и демаркации границы пройдет в условиях применения силы
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Эксперт о том, пропускает ли Москва вперед Брюссель в Кавказском регионе?

Снова главным местом, в котором обсуждаются перспективы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, стал Брюссель.


Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.


"В столице «объединенной Европы» 22 мая прошел очередной раунд переговоров между председателем Евросовета Шарлем Мишелем, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Как оценивать итоги этой встречи? Можно ли говорить о том, что ЕС вышел на первый план в процессе модерации конфликтным урегулированием?


Во-первых, стоит отметить высокий переговорный темп. Первая встреча лидеров двух закавказских государств и главы Евросовета состоялась 14 декабря прошлого года, а вторая- 6 апреля. При этом стоит отметить, что все три переговорных раунда завершались не только общими политкорректными формулировками, но и выходом на конкретные договоренности. Шарль Мишель назвал майские переговоры «откровенными» и «плодотворными». Но куда важнее субстантивные моменты. В заявлении главы Евросовета для прессы сказано: «В ближайшие дни на межгосударственной границе состоится первое совместное заседание пограничных комиссий, будут рассмотрены все вопросы, связанные с делимитацией границы и как лучше всего обеспечить стабильную ситуацию». Помимо вопросов о демаркации были рассмотрены и такие важные блоки, как социально-экономическое развитие региона, восстановление полноценной коммуникационной инфраструктуры и подготовка мирного соглашения. Проблема, как видим, рассматривается системно.


Во-вторых, нельзя не заметить, что ЕС пытается застолбить за собой роль главного модератора мирного процесса. Если в 2020-2021 гг. Москва была впереди всех остальных игроков на переговорном треке. И частота трехсторонних встреч под ее эгидой, и выдвижение содержательных идей. Все это выгодно отличало российскую сторону. Сегодня ЕС намного чаще упоминается, как организатор и вдохновитель дела мира. Создается впечатление, что Москва на фоне украинской ситуации потеряла интерес к Кавказскому региону. Конечно, этот взгляд, поверхностный. В действительности южная часть постсоветского пространства для интересов РФ по-прежнему важна.


Но если так, то нужны содержательные инициативы. В конце концов, именно Москва немало сделала и для минимизации инцидентов как вдоль госграницы, так и непосредственно в Нагорном Карабахе. Именно она создала мощный фундамент и для переговоров о демаркации, и о мирном соглашении. Но в майском заявлении Мишеля для прессы Россия отсутствует. Никакой позитивной оценки или благодарности в ее адрес нет. Да и в нынешнем контексте быть, скорее всего, не может. Тот же глава Евросовета стал одним из фронтменов жесткой политики Брюсселя и коллективного Запада в целом в отношении к России.


РФ, ЕС и США, еще недавно успешно взаимодействующие на карабахском направлении, сегодня стали конкурентами и в этой части Евразии. Почему же тогда создается ощущение, будто бы Москва пропускает вперед Брюссель? Расчет на то, что до конечного «большого договора» дело все равно не дойдет, так как противоречия между Ереваном и Баку по-прежнему велики, а к ним добавляются еще и разночтения в подходах к мирному урегулированию внутри конфликтующих обществ, особенно в Армении? Наверное, в этой логике есть свои резоны. Однако, как известно «свято место пусто не бывает». И лучше бы позаботиться о его заполнении загодя", - написал он.