23.11.2024
Турция-НАТО: Уйти нельзя остаться
prev Предыдущие новости

Кризис в Армении: “проиграем мы все” – эксперт

Заявление лидера ультраправого движения «Учредительный парламент» и захватившей здание полка ППС полиции в Ереване вооруженной группы «Сасна црер» Жирайра Сефиляна о переговорах с властью свидетельствует о том, что у сторон кризиса иные ментальные модели переговорного поведения. Либо торг, когда силы равны; либо силовое продавливание, когда есть преимущество. Об этом отмечает специалист по ведению переговоров, старший консультант компании CM&Partners Артур Мартиросян.

Ранее Сефилян сообщил, что за последние 3−4 дня его после встреч с президентом Сержем Саргсяном навещали известные лица для переговоров.

«Переговорщики дважды меня посещали и один раз позвонили, чтобы передать, что Серж Саргсян не изменил свое мнение и продолжает настаивать на том, чтобы ребята сложили оружие, после чего возможна моя встреча с ним. Я со своей стороны сообщил им, что также остаюсь при своем мнении, что цель моей встречи с ребятами - найти золотую политическую середину. Сначала мне нужно встретиться с ребятами, после чего с Сержем Саргсяном, и только так ребята могут сложить оружие», — говорится в сообщении.

Сефилян считает, что несогласие президента Армении привело к тяжким последствиям для народа, о чем оппозиционер глубоко сожалеет

Позиция Сефиляна, как считает Мартиросян такова: его должны выпустить для встречи с "ребятами", потому что только он сможет убедить их в том, чтобы они сложили оружие, и только после этого он сможет встретиться с Саргсяном. «Если же Саргсян не согласится, то всем в "нашей единой лодке" будет плохо, и виноват в этом будет только и только Саргсян... Позиция Сержа Саргсяна, если верить все тому же заявлению, неизменна: сначала "повстанцы" должны сложить оружие, затем он встретится с Сефиляном», - отмечает эксперт на своей странице Facebook.

По его словам, надо понять, каковы интересы и опасения сторон за этими позициями. “Я попытаюсь поставить себя на место каждой из сторон, чтобы понять эти интересы, при этом я не претендую ни на точность, ни на полное их понимание - для моей ограниченной цели достаточно ухватить стержневые моменты.

Если Сефилян без встречи с "повстанцами" обратится к ним с требованием сложить оружие и сдаться, он потеряет лицо, его действия смогут рассматриваться как предательство частью его последователей, что приведет к расколу, а, может быть, и концу его движения. К тому же ему вовсе не очевидно, о чем он сможет договориться с Саргсяном, когда у него не будет силовой составляющей в альтернативе”, - считает он.

На его взгялд, если Серж Саргсян согласится с предложением Сефиляна, то он вовсе не может быть убежден в том, что Жирайр Сефилян не присоединится к "повстанцам". “К тому же это создаст прецедент использования радикальной оппозицией силовых методов для удовлетворения своих требований”, - пишет специалист по переговорам.

Если интересы сторон более или менее выдержаны в таком русле, то технические варианты решений просматриваются. “При этом я скептически отношусь к их возможности договориться и принять варианты, которые будут удовлетворять эти интересы. И даже не потому, что доверие у сторон на отметке ниже нулевой, а потому, что ментальные модели переговорного поведения у обеих сторон иные: либо торг, когда силы равны; либо силовое продавливание, когда есть преимущество. Третьего не дано”, - отмечает Мартиросян.

Что дальше? Борьба – альтернатива переговорам, отвечает на свой вопрос он. “Кому удастся ослабить или снизвести силовую альтернативу другой стороны до предельного минимума, тот и возьмет верх. Серж Саргсян будет и дальше методически, без спешки, предельно жестко пресекать возможности социальной мобилизации гражданской компоненты восстания и постепенно выкуривать "повстанцев" с справкой на инвалидность, а сторонники Сефиляна, "гражданское крыло" и медийная поддержка будут и дальше пытаться мобилизовывать "народ" (пока это от 5 до 10 тысяч) на акции неповиновения и протеста с баррикадами или без, и призывать к исключительно мирному решению ситуации на Хоренаци (объективно сознательно или бессознательно "пацифисты" и прочие хоры доморощенных политологов усиливают позицию "повстанцев" и Сефиляна). Кто победит? Проиграем мы все”, - заключил эксперт.
О чем будут говорить Саргсян и Путин в Москве?
Следующая новость next

Регион

Все новости