Российский политолог, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин не верит в "лучшие стремления" лидеров Армении и Турции наладить отношения между странами. В интервью VERELQ он заявил, что «нормализация» отношений Республики Армения с Турцией может произойти только в одном формате - поглощения Армении «туранским» проектом. А Турция - исторический хищник, потому не остановится в своей экспансии до тех пор, пока полностью не проглотит и не переварит Армению.
- Господин Лепехин, 14 января в Москве прошла встреча спецпредставителей Армении и Турции по нормализации отношений. Как Вы оцениваете данный факт?
- Расцениваю данный факт крайне негативно. Мало того, что руководство Армении педалирует некие переговоры о «нормализации отношений» со страной-агрессором (которая не только не собирается сворачивать свою экспансионистскую политику в отношении Республики Армения и постсоветского пространства), так еще и в эту сомнительную авантюру вовлекло руководство Российской Федерации.
- Ранее Мария Захарова заявила, что Россия не принимает участия в диалоге представителей Армении и Турции. Какова вовлеченность России в этот процесс и какова ее заинтересованность от нормализации отношений Армении со страной-членом НАТО?
- Мария Захарова озвучила первоначальную позицию МИД РФ на уровне здравого смысла. Но позднее, видимо, армянский премьер лично продавил необходимость «посредничества» России при переговорах с турецкой стороной. То, что Россия пошла навстречу Николу Пашиняну в этом вопросе, а не остановила его, считаю очередной большой ошибкой российского руководства на южнокавказском направлении. Теперь многие наблюдатели в самой Армении обвиняют в сговоре с Турцией не только Пашиняна, но и Путина.
Более того, приписывают протурецкие пассажи армянских «соросят» руке Москвы, утверждая, что протурецкую игру ведет именно президент России, а армянский премьер является его марионеткой. То есть, шизофреническая линия нынешнего армянского руководства еще больше запутывает не только российско-армянские отношения, но и в целом ситуацию на Южном Кавказе.
- Как может повлиять на роль России в регионе кризис в отношениях с Западом?
- Полагаю, что названный кризис не ухудшит положение России в регионе. Ухудшение положения России в регионе зависит прежде всего от все более запутанных отношений России с Арменией. К настоящему времени отношения России с Западом и конкретно с НАТО зашли в тупик. Из этого тупика можно выйти только через реальный конфликт. Запад делает вид, что готов слушать РФ, но на самом деле готовит такой конфликт и обвиняет в его подготовке Россию. Россия, напротив, делает вид, что готова пойти на конфликт, но на самом деле тщательно его избегает. В этом смысле реальный конфликт и какое-то столкновение России с НАТО может отрезвить российское руководство, которое сегодня пребывает в нирване неправильно понимаемой им своей миротворческой миссии на постсоветском пространстве. Ну и в результате отрезвления российское руководство возможно, займет более четкую позицию по Южному Кавказу.
- Хотя власти заявляют о нормализации отношений с Турцией без предусловий, однако есть предпосылки, что Армения должна заплатить высокую цену, в частности - отказаться от требований признать Анкарой Геноцид армян в Османской Турции. Так и будет?
- Армянский кролик сам лезет в пасть к турецкому удаву, и лично я не понимаю зачем. Для того, чтобы удав проглотил его целиком? Полагаю, что Армения заплатит за нынешнюю политику правительства РА по «нормализации» отношений с Турцией непомерно высокую цену. И только отказом от требований признавать Геноцид армянского народа Турцией тут не обойдется. Думаю, что некоторые представители нынешнего руководства Армении вовлечены в различные турецкие бизнес-структуры, а значит по факту готовы сдать армянские интересы Турции. «Нормализация» отношений станет по факту шагом к еще большей капитуляции Армении, а в перспективе - к полной утрате Арцаха, а также выхода к границе с Ираном.
- Вы верите в то, что Турция и Азербайджан готовы подпустить Армению к региональным энергетическим и транспортным проектам, о чем заявляют армянские власти, оправдывая процесс нормализации?
- Полная ерунда. Где вы видели, чтобы политики и бизнесмены стран, подобных Турции, допускали кого-либо к своим бизнесам? Посмотрите - как турецкое руководство обращается, например, со своим коренным курдским населением. С какой стати, они вдруг зауважают армян и чем-то поделятся с ними? Понятно, что они подпустят к своим проектам на третьих ролях некоторых персонажей из нынешнего правительства РА. Но это называется подкупом и коррупцией отдельных чиновников, а вовсе не допуском представителей Армении к каким-то своим проектам. Совместные проекты уже можно реализовывать на уровне разворачивания экономического сотрудничества (без сдачи своих политических интересов), которое должно предшествовать каким-то политическим уступкам.
- В экспертных кругах Армении обсуждают мотивы решения властей провести конституционные реформы. Среди прочих причин называется и то, что таким образом власти уберут из Конституции РА служащие государственно-национальным интересам формулировки о признании и осуждении Геноцида армян.
- Считаю подготовку руководства Армении к конституционной реформе чистой демагогией. Армения нуждается в двух основных документах-стратегиях: новой стратегии национальной безопасности и реальной стратегической концепции экономической модернизации. И то, и другое может обеспечить Союз с Россией. И для этого необходимо заключить новый военный союз с Российской Федерацией. К сожалению, нынешнее армянское руководство вместо развития партнерских отношений с Россией стремится подарить свой суверенитет историческому врагу Армении - Турции и прикрыть свою, мягко говоря, странную внешнюю политику некой «конституционной реформой».
- Верите ли Вы в "полноценную нормализацию" отношений Армении и Турции в обозримом будущем?
- «Нормализация» отношений РА с Турцией может произойти только в одном формате - поглощения Республики Армения «туранским» проектом. Турция - исторический хищник, а потому не остановится в своей экспансии до тех пор, пока полностью не проглотит и не переварит Армению.
Лия Ходжоян