Маркедонов: статус армянской проблемы в турецкой внешней политике повышается
У Турции появился специальный представитель по нормализации отношений с Арменией. Во время визита в ОАЭ об этом объявил министр иностранных дел этого государства Мевлют Чавушоглу. Насколько важно это кадровое решение? И означает ли оно прорыв в двусторонних армяно-турецких отношениях?
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Спецпредставителем Турции стал опытный дипломат Сердар Кылыч. В марте нынешнего года он завершил свою семилетнюю работу в качестве турецкого посла в США. В послужном списке Кылыча служба послом в Японии и в Ливане, а также работа в МИДе во главе подразделения, ответственного за отношения с НАТО, и в Совете нацбезопасности Турецкой республики. Словом, послужной список впечатляющий.
Очевидно, что вопрос нормализации отношений с Арменией для Анкары выходит за рамки двусторонней повестки. Говоря Ереван, турецкие дипломаты подразумевают и Баку, и пытаются, поддерживая своего стратегического союзника, оказывать давление на армянскую сторону. К слову сказать, косвенно такое давление оказывается и на Москву, ставится под сомнение ее эксклюзивное положение в Закавказье. Но и это далеко не все. Отношения с Арменией- это и часть американского меню турецкой внешней политики. И неслучайно в этой связи приглашение на должность спецпреда дипломата, знающего политическую кухню США. Больная тема- это вопрос о признании событий 1915 года в Османской империи геноцидом.
В переговорах между Арменией и Азербайджаном намечается некоторое улучшение. Оно не стало необратимым, неприятные сюрпризы возможны. И Турция пытается играть на опережение, ибо ее роль в постконфликтном статус-кво будет определяться, среди прочего, и уровнем нормализации отношений с армянской стороной. Пока рано делать серьёзные обобщения. Также преждевременно давать позитивные прогнозы и предрекать прорывы хотя бы на уровне Цюриха-2009. Ясно только одно: статус армянской проблемы в турецкой внешней политике повышается. Иначе столь опытных кадровых дипломатов к таким вопросам не подключали бы", - отметил эксперт.