Мегрийский коридор откроет для Турции путь к пантюркизму и пантуранизму - Шахбазян
Амбиции Турции в регионе очень велики и затрагивают интересы многих стран. До сих пор ей почти все разрешалось и прощалось, но что будет в перспективе? Об этом в интервью VERELQ заявил бывший депутат Национального Собрания Армении, редактор официальной газеты АРФ Дашнакцутюн «Дрошак» Арташес Шахбазян.
- Господин Шахбазян, каковым является расклад сил на Южном Кавказе после последней Арцахской войны? В частности, Турция, кажется, довольно укрепила свои позиции…
- Затянувшийся на два с половиной десятилетия статус-кво раздражал многих игроков, имеющих свои амбиции на Южном Кавказе, поскольку самостоятельность сторон конфликта – Азербайджана с его многосторонней и активной внешней политикой, богатыми природными ресурсами, и Армении и Арцаха с выгодными стратегическими позициями и внушающей доверие армией, не давали им реализовать свои интересы в регионе. Однако, эта трагическая для нас война привела к коренным изменениям соотношения сил в регионе.
Россия дислоцировала в зоне конфликта своих миротворцев, посредством которых она, как минимум, на несколько лет сохранит свою доминантность в регионе. Правда, Турции не удалось осуществить свое главное желание и желание Запада - полностью вытеснить Россию из Кавказа, но начало процессу положено. В то же время в регион вошел и Северо-Атлантический Альянс посредством Турции. Израиль получил непосредственный «доступ» к иранской границе, в результате чего при сотрудничестве с Турцией, Тель-Авив в перспективе преподнесет еще много сюрпризов Ирану. Конечно, Израиль попытается еще больше углубить свое многостороннее сотрудничество с Азербайджаном.
- Тем не менее, Турция также укрепила свои позиции в регионе…
- Как я уже отметил, Турция укрепилась в регионе, значительно расширила свое влияние на Азербайджан, на его энергоносители, региональные коммуникации, открыла «двери» к России и Центральной Азии, и пока остановилась на этом. Получив Мегрийский коридор, Турция, по большому счету, откроет для себя путь к пантюркизму и пантуранизму. Азербайджан же, с подачи властей Армении, получил больше, чем мог мечтать. Вместе с тем, новый геополитический облик региона все еще находится в процессе формирования и возможны новые сюрпризы.
В частности, сегодня все еще трудно сказать, к какому берегу приплывет «айсберг» под названием Азербайджан.
Очевидно, что за него будет вестись борьба, которая будет носить иногда очевидный, иногда скрытый характер. Трудно сказать, нынешним и завтрашним властям Азербайджана удастся сохранить свободу маневрирования между Россией и Турцией, которую Баку имел в предыдущие десятилетия. Это также покажет время. Конечно, в сложившейся ситуации полным фейлором является Армения, серьезно пошатнулись позиции Ирана, который, тем не менее, пытается сделать вид, что ничего не произошло.
- Угроза войны продолжает оставаться актуальной, тем более, что ни Турция, ни Азербайджан не скрывают подобных стремлений. Насколько взрывоопасна ситуация и в каком случае можно ожидать новую войну?
- Крепкая армянская армия и благоприятные пограничные позиции армянской стороны были главными гарантиями предотвращения войны. Сегодня наши погранпозиции уже не так выгодны, а армия не готова к реализации серьезных задач. Такое положение дел, успех, достигнутый в войне, конечно, серьезно разогревают аппетит турецкой стороны.
Трехстороннее заявление о перемирии полно неопределенностей, из которых тандем противника пытается выжать максимальные выгоды. Вероятность новой войны сильно возрастет, если Россия будет вынуждена втянутся в военные столкновения, к примеру, в регионах, отделившихся от Украины. Мы однажды пережили такую трагедию, когда после большевистской революции 1917 года Ленин отозвал войска с турецкого фронта. Кстати, часть этих войск азербайджанцы разбили на своей территории, но это другая тема.
- Армянские экспертные круги утверждают, что разблокирование коммуникаций в регионе выгодно только Азербайджану и Турции. Мы также являемся свидетелями того, как президент Азербайджана угрожает Еревану своими посягательствами на Зангезур, и все это остается без ответа. На этом фоне какое развитие ситуации прогнозируете Вы?
- Думаю, если даже власти Армении имеют какой-то интерес от разблокирования коммуникаций, то он исключительно личностный. Армения не сможет свободно пользоваться этими коммуникациями. Если бы интересы Армении были учтены, то должны были, в первую очередь, восстановить эксплуатацию железной дороги Ереван-Иджеван-Агстев-Евлах-Баку-Дербент. Заявления Алиева о претензиях на Зангезур и Ереван, всего через четыре месяца после войны, по результатам которой Азербайджан получил даже больше, чем мог мечтать, свидетельствуют о несостоятельности пораженческих левонтерпетросяновских и николпашиняновских тезисов, согласно которым именно армянская сторона была причиной непрекращающегося конфликта и сдача территорий должна была привести к созданию добрососедских и партнерских отношений с Азербайджаном и Турцией. Это значит закрыть глаза на историю армяно-турецких отношений за последние 200 лет и не видеть угроз пантюркистских программ.
На данный момент, конечно, приоритетной задачей турецко-азербайджанского тандема является не просто получение коридора через Зангезур, а получение для него определенного статуса, который фактически превратит его в турецкую территорию. Тем самым Турция будет контролировать коммуникации, связывающие Иран с Арменией, таким образом сократиться также мандат российских миротворцев, которые будут контролировать этот коридор. Все это станет для Турции благодатной почвой для дальнейшего разжигания конфликтов в регионе, что может в окончательном итоге привести к отделению Зангезура от Армении.
- Российско-турецкие отношения в последние годы ознаменовались множеством напряженных моментов, но на фоне карабахской войны, кажется, мы стали свидетелями нового сближения этих стран. Хотя все это может быть лишь видимостью, поскольку очевидно, что каждая из этих стран имеет свои интересы в регионе. Каковы Ваши прогнозы?
- Конечно, в современном мире политика многослойна: сотрудничество в одной сфере может сочетаться с жесткой конкуренцией в другой. Во время последней Арцахской войны Израиль и Турция очень хорошо сотрудничали и будут сотрудничать с Азербайджаном, но во многих других плоскостях их интересы сталкивались. Россию не может не нервировать наглость Турции в традиционных для себя зонах влияния. Не думаю, что России пришлось по душе участие в Арцахской войне Генштаба Турции, ее военных подразделений, а также вовлеченных в войну с турецкой стороны исламистских бандформирований. Были силы, которые были заинтересованы в вовлечении России в военные действия, но и сама Россия прекрасно осознавала это. Сотрудничая с Турцией, Россия не только смягчает взаимоотношения со странами НАТО, находящимися недалеко от ее границ, но и ослабляет антироссийскую роль Турции в Альянсе. Она таким образом также сглаживает за столом переговоров геополитические вопросы, представляющие взаимный интерес. В этих взаимоотношениях существует также экономический и другие факторы.
- С другой стороны, продвижение Турции на Южном Кавказе не может не беспокоить Россию, которая является локомотивом ЕАЭС. Можно ли ожидать в этом свете российско-турецкого столкновения в ближайшей перспективе?
- Турция неожиданно вторглась на территорию векового российского влияния. Турция не только вторглась на Южный Кавказ, она сейчас находится у непосредственных границ России и Центральной Азии, где постепенно усиливает свое влияние на фоне сокращения российского влияния. В качестве союзника Украины Турция открыто выступает против России и даже говорит о собственных амбициях в отношении Крыма. Нет сомнений в том, что Турция сегодня работает с тюркскими народами России, и это, конечно, в перспективе может перерасти в серьезнейшую проблему. Турция сегодня стремится оторвать Азербайджан от России и так далее. Беспокоят эти вопросы Россию? Думаю, не могут не беспокоить.История показывает, что очень часто Россия и Турция возникающие проблемы решали путем войн. Закономерно во всех войнах побеждала Россия. Но в мирных условиях Турция пользуется политическими, экономическими и иными формами давления на Россию со стороны США и Запада. Это не означает, что следующая война близка, хотя и сегодня, к примеру, жесткое противостояние России и Турции в Сирии не завершено.
Недавно президент России раскритиковал политику Ленина в отношении Турции. В трудное для Турции время Ленин помог ей оружием, золотом, уступил Карс и Ардаган, Нахиджеван и Арцах. Спустя сто лет Армения получила новый удар по позвоночнику, потеряв на этот раз Шуши. Хотя, главным виновником этого был даже не Азербайджан, а авантюрный руководитель Армении. Кстати, думаю, не контролируя высоты Шуши и Гадрут, влияние российских миротворцев на основную арену дальнейших действий - приграничные с Ираном территории, сильно ограничено. Здесь все больше будет влияние Турции.
Амбиции Турции слишком велики и затрагивают интересы многих стран. До сих пор ей разрешалось и прощалось почти все. Что будет в перспективе, над которой сгущаются темные тучи, покажет время.
Лия Ходжоян