Власть хочет диверсификацировать внешнеэкономические связи, но реалии говорят об обратном
По очевидному стремлению политического руководства Армении, поставлена задача «диверсификации» внешнеэкономических связей страны с целью сокращения доли стратегического партнера во внешнеторговом обороте и минимизации влияния на разные отрасли. Однако, экономические показатели свидетельствуют об обратном. Об этом на пресс-конференции Евразийского экспертного клуба на тему «Экономика Армении в первом полугодии 2024 года в контексте членства страны в ЕАЭС” заявил руководитель исследoвательского центра «Альтернатива», член Евразийского экспертного клуба Татул Манасерян.
Он привел данные Статистического комитета Армении за первые шесть месяцев 2024 года, согласно которым экономический рост составил 10,4%, причем в июне этого года экономическая активность в Армении показала значительный рост на 7,1% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Наиболее заметные показатели роста в июне по сравнению с июнем прошлого года продемонстрировали следующие отрасли: строительство увеличилось на 18%, товарооборот на 16,2%, услуги на 7,8%, промышленность на 1,4%.
"В период с января по июнь текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, лидерами роста стали: товарооборот с показателем 22,9%, строительство с 18,2%, промышленность с 18,2%, услуги с 4,4%, производство электроэнергии с 5%, сельское хозяйство с 4%. Замедление роста в промышленности, особенно в июне, объясняется снижением динамики в ювелирной отрасли. Прекращение потока реэкспорта российского золота через Армению окажет влияние на темпы роста в этом секторе. Это частично компенсируется ускорением роста в секторе услуг. В первом полугодии рост промышленности и торговли (+22,9% г/г) продолжал поддерживаться наращиванием обработки драгметаллов и изделий из золота и внешней торговли ими, а динамика услуг (+4,4% г/г) — увеличением объемов финансовой деятельности (+19,0% г/г). Но даже при более умеренных темпах роста промышленности Армения лидирует среди стран Евразийского экономического союза (ЕАБР) по росту ВВП и промышленного производства",- отметил он.
По его словам, впечатляющий рост экономики во многом связано с членством Армении в ЕАЭС, о чем свидетельствуют данные Макроэкономического обзора ЕАБР за август 2024 года. Так, в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп прироста реального ВВП в Армении составил 10,4%, в Беларуси – 5%, Казахстане – 3,3%, Кыргызстане – 8,1%, России – 4,7%, Таджикистане – 8,2%. При этом темп прироста реального объема промышленного производства за январь-июнь 2024 года по сравнению с первым полугодием 2023 года в Армении составил 18,2%, в Беларуси – 7,1%, Казахстане – 2,8%, Кыргызстане – 1%, России – 4,4%, Таджикистане – 11,5%.
В то же время в июне текущего года к июню прошлого года в Армении зарегистрирована самая низкая инфляция на уровне 0,8%. Данный показатель в Беларуси составил 5,8%, Казахстане – 8,4%, Кыргызстане – 4,5%, России – 8,6%, Таджикистане – 3,5%.
"В географии экспорта готовых товаров и услуг преобладают страны ЕАЭС, причем их обьемы и ассортимент продолжают расти. Согласно данным министерства экономики РА, в первом полугодии 2024 года из Армении экспортировано на 10 тыс. тонн больше фруктов и овощей, чем за тот же период 2023 года. За январь-июнь из страны экспортировано порядка 62 тыс. тонн свежих овощей и фруктов. В этом году уже экспортировано 20 тыс. тонн абрикосов, что на 1 тыс. тонн больше, чем за тот же период 2023 года. Также зафиксирован значительный рост экспорта яблок — 11,5 тыс. тонн против 3,8 тыс. тонн. Одновременно, сократился экспорт помидоров с 14 тыс. тонн до 6,1 тыс. тонн. Это объясняется тем, что тепличные хозяйства подстраиваются под требования рынка (например, объемы экспорта огурц достигли 4,7 тыс. тонн против 400 тонн годом ранее). В несколько раз вырос экспорт цветов: некоторые тепличные хозяйства перепрофилируются, меняют фруктово-овощное хозяйство на цветочное и наоборот",- подчеркнул Манасерян.
По его словам, экономическому росту Армении заметно способствуют также финансовые структуры ЕАЭС. Так например, по данным Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), объем одобренного в первом полугодии 2024 года суверенного финансирования со стороны международных финансовых организаций и агентств по развитию в Евразийском регионе — в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Монголии, России, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — составил 2,3 млрд долл. Превалируют проекты в сфере транспорта и госуправления. В Армении зафиксировано порядка 26 операций, которые обеспечили объем суверенного финансирования на сумму 527 млн долл. За первое полугодие 2024 года объем одобренного финансирования в Армении превысил показатели 2023 года на 178,1 млн долл. Из общей суммы в 527 млн долл. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), обеспечил 251,4 млн долл, Всемирный банк (ВБ) выделил 140 млн долл, а ЕФСР одобрил 100 млн долл. В секторальном разрезе превалируют проекты в сфере транспорта и государственного управления, а финансирование ЕФСР будет направлено на поддержку бюджета в 2024 году и предусматривает реализацию мер в части повышения потенциала экономического роста Армении, усиления эффективности рынка труда и устойчивого развития.
"Помимо этого Азиатский банк развития (АБР) в рамках начала работы по подготовке проекта финансирования северного участка дороги Сисиан-Каджаран одобрил проект технической помощи нашей стране. Предлагаемый проект предназначен для устранения неэффективности транспорта и логистики, смягчения возникающего регионального социально-экономического неравенства, плюс — обеспечения дорожной безопасности. Также в первом полугодии был разработан проект стратегии партнерства АБР с Арменией на 2024–2028 годы, где среди основных приоритетов указаны: устойчивый рост, стимулируемый за счет конкурентоспособности, более сильный частный сектор и развитие человеческого капитала",- резюмировал экономист.