28.03.2024
Рейтинги ниже, ставки выше: в Армении зашкаливает уровень недоверия к власти и оппозиции
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Армения: требует ли ЕС закрыть Армянскую АЭС?

Соглашение с ЕС «О всеобъемлющем и расширенном партнерстве» не предполагает закрытие армянской АЭС. Об этом заявил замминистра иностранных дел Армении Карен Назарян в ходе обсуждения данного международного договора в парламенте. Парламент Армении после обсуждения документа приступит к его ратификации.


В тексте соглашения с ЕС есть положение, фактически декларирующее требование ЕС закрыть Армянскую атомную станцию в Мецаморе. Представители МАГАТЭ неоднократно отмечали, что Армянская АЭС отвечает требованиям безопасности. Эти оценки, видимо, евробюрократов не интересуют – либо закрытие, либо строительство новой АЭС, которая, по их мнению, отвечала бы современным нормам. Неслучайно, что посол ЕС в Армении Петр Свитальский неоднократно декларировал позицию Европейского союза по этому вопросу, а именно – консервация Армянской АЭС – приоритет для ЕС.


Помимо Брюсселя вопрос закрытия АЭС на международных площадках лоббируют такие региональные страны, как Турция и Азербайджан. Они настаивают на «денуклеаризации» Армении. В тексте соглашения по части АЭС говорится следующее: «Сотрудничество в этой сфере (энергетики – прим. ред.) будет включать закрытие и безопасную консервацию Мецаморской АЭС, скорейшее принятие “дорожной карты” или плана действий с учетом необходимости обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении».


Угрозы и отсутствие инвестиций


Эксперт в области энергетики Ваге Давтян считает, что ЕС может оказывать финансовое содействие Армении при консервации действующей АЭС, но не стоит ожидать европейских инвестиций при строительстве новой станции.


«Проблемы Евроатома сводятся также к тому, что ЕС сегодня фактически не в состоянии материально содействовать строительству новых блоков в некоторых странах бывшего соцлагеря, например, в Литве, где сперва ЕС профинансировал консервацию станции с обещанием профинансировать строительство новой, а затем отложил вопрос в долгий ящик. Кстати, та же модель может быть осуществлена и в отношении Армении. В начале 2000-х ЕС в рамках программы TACIS предложил нам 200 млн евро на консервацию действующего блока с параллельным развитием гидроэнергетического комплекса, модернизацией газотранспортной системы и увеличением поставок из Ирана в рамках программы INOGATE. В программе ни слова не было сказано о возведении нового блока, акцент ставился лишь на замене его другими мощностями», - заявил он VERELQ.

Теперь замминистра финансов отмечает, что в сфере энергетики с Евросоюзом Армения договорилась сотрудничать на основе взаимного интереса, прозрачности. «Это сотрудничество в числе других вопросов должно включать преждевременное принятие дорожной карты по деактивации атомной станции. То есть, речь идет не о закрытии станции, а о принятии дорожной карты», - заявил замминистра иностранных дел Армении. «В рамках соглашения стороны договорились сотрудничать в сфере атомной энергетики с учетом особенностей Армении. Существует договоренность заменить старый энергоблок АЭС новым, что также является требованием стратегии энергетического развития Армении», - отметил он.


Между тем, по словам экспертa ООН по энергетике в Армении Ара Марджанянa, в соглашении с ЕС есть «другая угроза», которая часто упускается из виду. Дело в том, среди подписантов документа (соглашения Армении с ЕС) со стороны Брюсселя помимо стран-членов ЕС также значится и «Евроатом» (Европейское сообщество по атомной энергии). Организация вместе с Арменией и ЕС является полноправной стороной соглашения по части энергетики, а Ереван, по сути, будет следовать ее стандартам в данной сфере. «Угроза здесь в том, что все 28 или одна из 28 стран, входящих в «Евроатом» может из тех или иных соображений, а после ратификации и законным образом заблокировать строительства нового блока Армянской АЭС на основе той или иной российской технологии. Причем заблокировать не энергетических или природоохранных соображений, а исходя из конъюнктурных политических и геополитических соображений», - сказал эксперт в беседе с VERELQ.


Построенная по советских технологиям Армянская АЭС в настоящее время является одной из важнейших площадок армяно-российского сотрудничества. На средства российского кредита в $ 270 млн и гранта в $ 30 млн в настоящее время осуществляются работы по продлению сроков эксплуатации АЭС на 10 лет. Более того Россия является монопольным поставщиком урана для армянской АЭС в Мецаморе.


Здесь эксперт попытался более детально и понятно прояснить ситуацию. «Например, если через несколько лет Армения объявит тендер на строительство новой АЭС, а Россия выиграет его и начнет строительство, то скажем у той же Венгрии, которая тесно сотрудничает с Азербайджаном (а Баку вместе с Анкарой настаивают на закрытии армянской АЭС и держат Армению блокаде), имеется законное основание заблокировать это решение. То есть они могут это делать даже невзирая на решение МАГАТЭ. У Армении не останется иного выхода, как просто не строить энергоблок по пророссийской технологии и строить что-то другое», - сказал Ара Марджанян, добавив, что в данном случае под угрозой окажутся сразу интересы Армении и России. «В итоге Армения может потерять потенциального инвестора из страны, способной строить такие станции. А Россия лишается нового крупного проекта, а, следовательно, и резко снижает объём своего присутствия на энергетическом рынке Армении», - пояснил он.


«Евроатом» – это контролирующий орган


Здесь, однако, мнение национального эксперта ООН не разделяет эксперт по вопросам энергетики Ваге Давтян, по словам которого, соглашение с ЕС и участие в нем «Евроатома» еще не значит распространение ее полного контроля в сфере армянской атомной энергетики.


«Прежде всего, надо понимать, что «Евроатом» – это контролирующий орган, призванный содействовать развитию мирного атома, способствовать понижению цен на обогащенный уран, формировать общие правила игры для участников европейского ядерного клуба. Участие «Евроатома» в процессах, связанных с дальнейшей эксплуатацией Армянской АЭС, пока имеет формальный характер, организация выполняет лишь рекомендательную функцию. По сути, критерии «Евроатома» распространяются лишь на членов ЕС. Страна же, ассоциированная с ЕС, не несет никаких конкретных обязательств перед Евроатомом, а лишь может взять на вооружение принципы и критерии европейской ядерной политики. Главным же контролирующим органом для Армянской АЭС продолжает оставаться МАГАТЭ», - отмечает Давтян.


Он напомнил, что согласно закону «Об энергетике Армении», ядерная энергетика является государственной монополией, и любое решение, связанное как со строительством, так и с дальнейшей эксплуатацией атомной станции, должно приниматься армянскими властями.


В этой связи, как он заметил, подписание соглашения с ЕС вовсе не означает, что если завтра российская сторона предложит Армении инвестиции для строительства нового блока, то Ереван будем вынуждены отказаться, ибо «Евроатом» или страны-члены данной организации выступают против.


В целом, на его взгляд, безусловно, ядерная энергетика – это сфера, в которой столкновение между Россией и ЕС будет иметь продолжительный характер. «Сегодня нападкам со стороны ЕС подвергается и сама АЭС “Аккую” в Турции, и венгерская АЭС “Пакш”, и болгарская “Белене” и многие другие проекты, реализуемые при участии Москвы. Армянская АЭС вряд ли будет исключением», - заметил он.


По его словам, Армения может и должна будет придерживаться стандартов «Евроатома», если строительство новой АЭС будет инициировано европейской стороной за счет вливания европейских средств. Чего пока, на его взгляд, не предвидится. «По крайней мере, сегодня и речи нет о непосредственном участии ЕС в строительстве нового блоке. И это понятно, так как сам Евроатом у себя дома имеет клубок неразрешенных проблем, связанных с антиатомным лобби, в результате которого проводится последовательная политика по консервации атомных реакторов в Германии, Бельгии, Швейцарии и даже в стране-лидере по атомной энергетики Франции», - сказал Ваге Давтян.


В целом позиция властей Армении по этому вопросу сводится к следующему: у Мецаморской АЭС пока нет альтернативы для обеспечения энергетической безопасности страны. Единственным долгосрочным решением могла бы стать новая станция. Однако достать необходимые 5 млрд долларов, необходимых для строительства нового энергоблока – задача не из легких. Особого интереса инвестировать в строительство АЭС высокой мощности пока никто не проявлял. А в бюджете республики этих денег нет. Однако даже при наличии средств встал бы вопрос рынка сбыта электроэнергии. Граница с Турцией закрыта, Анкара сама строит атомную станцию и в дополнительных объемах электроэнергии из Армении не нуждается.


Иран, куда Армения сейчас на бартерной основе поставляет электричество в обмен на газ, также взял курс на развитие собственных энергетических мощностей. Аналогичная ситуация с Грузией.


Строительство новой АЭС и планы правительства


В этих условиях единственно оптимальным вариантом может стать строительство нового блока АЭС средней мощности. Об этом было заявлено еще в 2016 году. По сути даже при отсутствии требований ЕС запущенная в 1976 году Армянская АЭС будет изъята из эксплуатации ближе к 2030 году, хотя власти отмечают, что модернизация позволит «продлить» ее жизнь даже не на 10, а 20 лет. В связи с этим министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Ашот Манукян недавно пояснил, что речи о закрытии атомной станции не идет. По его словам, Армения построит новый блок, хотя на удивление многих в программе правительства на 2018-2022 гг. впервые за последние 20 лет, нет ни одного слова о планах строительства нового атомного энергоблока.


В правительстве объяснили это отсутствием планов строить новую АЭС на протяжении будущих пяти лет. «Таких планов у правительства в ближайшие пять лет нет. За это время мы будем исследовать сферу, находить новые решения, так как модернизация и соответственно продление срока эксплуатации действующего энергоблока позволяет нам это делать. Спустя пять лет мы уже серьезно обратимся к этой теме. Армения отнюдь не отказалась от планов строить новую АЭС», - замминистра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян.


Эксперт Ара Марджанян в связи с этим выразил надежду, что Армения не потеряет атомную электростанцию, потому что она обеспечивает 400 мегаватт гарантированной мощности. «Подчеркну, гарантированная мощность здесь имеет первостепенное значение. Она дает энергетической системе перспективу долгосрочного планирования и обеспечивает экономическое развитие страны», - сказал Марджанян, по его словам которого, у Армении сегодня нет возможности заменить эту мощность альтернативными соразмерными мощностями.


«В связи с этим заявление о том, что «к теме строительства обратимся через пять лет», это вопиющая демонстрация незнания сферы. Строительство АЭС – длительный процесс. Два года идет на подготовку, 4-5 лет на строительство, а еще два года на тестирование и запуск. То есть, если Армения действительно намерена строить новую АЭС и запустить ее к закрытию действующей станции, нужно было еще вчера начать подготовительные работы, а не отложить их в долгий ящик», - заключил Ара Марджанян.


Аршалуйс Мгдесян