9 апреля Серж Саргсян сложил полномочия президента Армении и готовится к премьерству. Именно он, в качестве премьер-министра, которого изберет парламент уже 17-го апреля, будет продолжать переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта. Возможно именно поэтому Азербайджан своеобразно отметил окончание второго президентского срока, но не уход из власти Сержа Саргсяна, преподнеся в качестве подарка попытку обострить ситуацию в зоне конфликта.
Накануне инаугурации нового президента Армении ВС Азербайджана нарушили режим перемирия в нахичеванском направлении, открыв огонь по армянским позициям, а также по приграничному селу Баганис Тавушской области. А уже 9-го апреля, когда в Ереване Армен Саркисян давал присягу, в Карабахе от пули азербайджанского снайпера был убит 19-летний военнослужащий. При этом фон общей картины эти провокации вряд ли изменят – уже завтра в Азербайджане состоятся президенсткие выборы и голова Ильхама Алиева уж точно забита иными проблемами, нежели реальная эскалация в зоне соприкосновения, хотя карабахская карта всегда у него под рукой.
Известно также, что по завершении выборных процессов как в Армении, так и в Азербайджане намечается очередная встреча Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, о чем еще месяц назад заявил глава МИД Азербайджана. Пока, конечно, Саргсян не стал премьер-министром с широким кругом полномочий и официально не заявлено, кто будет продолжать переговорный процесс, однако сомнений в том нет - Саргсян и впредь будет держать руку на пульсе карабахского конфликта и в этом смысле никаких изменений ожидать не стоит. Да и однопартийцы Сержа Азатовича неоднократно косвенно это подтверждали.
Например, еще несколько месяцев назад член Исполнительного Органа Республиканской партии Армении (РПА), министр Диаспоры Грануш Акопян заявила, что нет никого, кто более глубинно и лучше владеет вопросами обеспечения безопсаности Армении и нюансами урегулирования карабахского конфликта, чем Серж Саргсян. По ее словам, никто иной не может полностью охватить картину развития ситуации в зоне карабахского конфликта, деятельности Минской группы ОБСЕ или по позиции Азербайджана. Да и не стоит забывать, что согласно измененному законодательству, вопросы безопасности с переходом республики на парламентскую модель правление перешли в круг полномочий премьер-министра, то есть продолжат оставаться в руках Сержа Саргсяна.
Судя по прогнозам аналитиков, ожидать положительных изменений точно не приходится и на то есть несколько причин. Во-первых, Ильхам Алиев должен утвердить свою власть за счет концентрации внимания рядовых граждан на больном для азербайджанцев карабахском вопросе. В арсенале Алиева это практически единственная козырная карта, так как социально-экономическая ситуация в стране, вкупе с проблемами на уровне защиты прав человека и свобод продолжает желать лучшего. А постоянное напоминание о том, что в апреле 2016 года, в ходе четырехдневной войны Азербайджану удалось урвать кусочек в 800 га у армянской стороны, несомненный плюс. Во-вторых, ситуация на Ближнем Востоке напрямую угрожает стабильности нашего региона, хотя прямых угроз пока еще нет. В третьих, продолжающееся сближения Москвы и Анкары безусловно вселит призрачную надеждуна то, что Анкара, которая с начала 90-х годов поддерживает позицию Азербайджана в карабахском конфликте, сможет повлиять на позицию Москвы по невмешательству. При этом в Баку, конечно, понимают, что это вряд ли возможно, учитывая союзнические отношения Армении и России, членство в ОДКБ и ЕАЭС, однако урвать какие-то дивиденты на российско-турецком сближении Алиев бесспорно захочет.
В марте директор национальной разведки США Дэниел Коутс опубликовал доклад, в котором упоминалась ситуация в Нагорном Карабахе. В частности, говорилось о большой вероятности возобновления в 2018 году широкомасштабных военных действий между Арменией и Азербайджаном, с прогнозом, что в них может быть вовлечена и Россия для поддержки своего регионального союзника. По мнению Коутса, причину ожидаемых крупномасштабных военных действий следует искать в нежелании армянской и азербайджанской сторон идти на компромиссы, в последовательной модернизации азербайджанской армии и в приобретении Арменией российского вооружения. Причем судя по отношению сторон к подобного рода прогнозам очевидно становится, кто, если не подгоняет эскалацию, то хотя бы не прочь такого развития ситуации.
Пока в Ереване заявляют о том, что единственный приемлемый вариант разрешения конфликта это переговорный процесс, милитаристские заявления главы Минобороны Азербайджана Закира Гасанова указывают на совершенно противоположное настроение: в феврале, в ходе встречи со специальным посланником ЕС по кризису на Южном Кавказе Тойво Клааром он заявил, что азербайджанская и армянская армии «стоят друг против друга на линии фронта», так что, по его словам, возобновление войны в любой момент не исключено. Думается, излишне напоминать последние милитаростские заявления и главы Азербайджана.
Таким образом, Баку видимостью эскалации в зоне карабахского конфликта не только «поздравил» Армена Саркисяна со вступлением в должность президента и с продолжением правления уже бывшего президента Сержа Саргсяна, но и напомнил тому, что игра продолжается. Или все только начинается?
Лия Ходжоян