Российский эксперт: Армения интересна Ирану больше с политической, нежели экономической точки зрения
В Армении весьма бурно отреагировали на подписание в Вене соглашение по Ирану. Многие армянские политики и эксперты, предполагают, что часть размороженных средств Тегеран направит на реализацию транспортно-энергетических проектов с Арменией.
Это и строительство железной дороги Иран-Армения, и строительство Мегринской ГЭС на реке Аракс. Обсуждается также возможность наращивания сотрудничества в газовой сфере. Несколько иначе смотрят на ситуацию ряд российских экспертов. По мнению директора Общественного фонда, ираниста Александра Князева, размораживание иранских зарубежных счетов произойдет в лучшем случае к началу 2016 года - это примерно 130 млрд. долларов.
«Сумма не маленькая, но и не фантастическая. Наверное, в их использовании есть место и кавказскому направлению, как и ближневосточному, афганскому, среднеазиатскому, но есть и проблемы внутреннего развития, которые, скорее всего, будут приоритетными. Наверное, актуальность Армении для Ирана в значительной мере связана не с экономическими, а с политическими интересами. И в этом случае многое будет зависеть от позиций самой Армении. Есть и сложные вопросы: готов ли «Газпром» пустить иранцев на армянский энергетический рынок? И в транспортном плане не просто: транзитный потенциал Армении не так велик, его развитие во многом зависит от состояния российско-грузинских отношений», - отметил Князев в беседе с корреспондентом VERELQ.
Он подчеркнул, что иранцы – большие прагматики, наверное, они посчитают вероятные экономические бонусы с поправкой на политический интерес. Исходя из этого, пока прогнозировать что-то конкретное рановато. «В той же транспортной сфере, если говорить о российском направлении, перспективнее выглядят пока каспийские маршруты, закаспийская железная дорога через Туркмению и Казахстан», - считает иранист.
В целом, Князев считает, что о полноценном снятии санкций с Ирана, что позволило бы стране совершить экономическую и технологическую модернизацию, пока не приходится. "Вопрос снятия санкций – главный для Ирана, в лучшем случае начнет решаться к началу будущего года, раньше могут быть только сняты отдельные санкционные ограничения отдельными компаниями и вряд ли американскими. А за это время могут случиться и разного рода провокации, любая из которых будет способна оборвать весь процесс.К примеру, неизвестно в чьих интересах будет в своих инспекциях работать МАГАТЭ – Белого дома, Конгресса, израильского или саудовского лобби. А любое заявление о нарушении Ираном какого-то из своих обязательств будет поводом для нового конфликта", - предполагает эксперт.