Послевоенные развития более чем умещаются в логику «принципа Хендрикса». Об этом на своей странице в Facebook написал эксперт в сфере энергетики Ваге Давтян.
«Согласно «принципу Хендрикса», когда цена на нефть превышает 77 долларов, то государство-экспортер нефти начинает проявлять себя более агрессивно по сравнению с соседними странами, экспорт которых не имеет углеводородной структуры. Когда цена колеблется в пределах 33-77 долларов, внешнеполитическое поведение государства, экспортирующего углеводороды, практически не отличается от поведения соседей. А когда цена на нефть падает ниже $ 33, государство, экспортирующее углеводороды, оказывается в экономическом кризисе и начинает вести себя более сдержанно. Данный принцип был сформулирован автором в результате анализа экспортной структуры 153 государств за 50 лет и корреляции их внешней политики.
Конечно, это довольно спорный принцип с учетом, например того, что война в Арцахе началась на фоне падения цен на нефть к 2020 году. Однако в данном случае нефтяной детерминизм, пожалуй, не столь уместен: тригерами войны стал ряд других факторов - внутриполитический кризис в Армении, стратегическое банкротство «армянских властей», прямое и косвенное содействие ряда внешних игроков Азербайджану и т. д..
В то же время послевоенные развития более чем умещаются в логику «принципа Хендрикса»: с февраля цены на нефть начали корректироваться, а уже к октябрю-ноябрю достигли $ 80-83. Примечательно, что именно в ноябре Баку попытался прибегнуть к очередной военной авантюре в Сюнике.
Кстати, снижение цен на нефть в связи с появлением нового штамма коронавируса остановилось. Цены стали вновь расти, достигнув уже $ 75.
Конечно, это весьма обобщенный принцип, и он может в некоторых случаях не сработать, но, думаю, что этот фактор стоит иметь ввиду»,- написал эксперт на своей странице в Facebook.