На армяно-азербайджанской границе вновь напряжённо. 16 ноября произошли самые крупные боестолкновения с момента завершения осенью прошлого года 44-дневной войны. Использовалась бронетехника и артиллерия.
И хотя боестолкновения были прекращены при содействии России, однако это не очень повлияло на настроения существенной части армянского общества, которое разочаровано позицией Москвы, предпочитающей роль посредника незамедлительному выполнению своих союзных обязательств перед Ереваном.
При этом антироссийские настроения подогреваются и действующими властями, которые пытаются свалить на Москву (а также на бывших властей) всю ответственность за потери и позор армянской стороны в результате действий Пашиняна.
Понять позицию Москвы и реалии Южного Кавказа
При этом внушительная часть армянского общества не очень хочет понимать позицию Москвы и мотивы, которыми она руководствуется при определении своей политики в регионе. Во-первых, не осознается то, что на фоне острейшего конфликта с Западом, линия противостояния с которым проходит сейчас по Украине и Белоруссии, события на Южном Кавказе не относятся к приоритетам российской политики. А с учётом традиционного недостатка российской внешней политики – отсутствия стратегического планирования на более-менее длительный срок – проблемы решаются по мере возникновения, точнее обострения.
Надо осознать, что у Москвы есть свои интересы с Турцией и Азербайджаном. И если Турция, будучи союзником Азербайджана и не имея практически никаких связей с Арменией, может не думать о последствиях для отношений с Ереваном своей открытой поддержки агрессивных шагов Баку, то Москва не хочет отказываться от своих интересов в Азербайджане. Поэтому Россия пытается в первую очередь играть роль посредника и лишь затем союзника Еревана в противостоянии с Баку, что, естественно, вызывает разочарование значительной части армянского общества, активно подогреваемое антироссийскими силами в Армении.
При этом в Армении переоценивается своя значимость для России и мира, что создаёт иллюзию того, что якобы выстроилась очередь из стран, желающих стать союзниками Еревана или обеспокоенных её существованием. В этой связи можно вспомнить, как связанные с Западом СМИ и НКО (и выходцы из них во власти) утверждали, что турецкая угроза преувеличивается Россией для того, чтобы сохранить своё влияние в Армении, что «Турция уже не та, что раньше», что «мир не позволит Турции совершать агрессии против Армении» (как будто мир смог как-то повлиять на агрессивные действия Турции против Кипра, Сирии, Ирака, Ливии). И даже безразличие мирового сообщества в дни 44-дневной войны не привело к переосмыслению этого мифа. Многие не хотят верить в ту горькую реальность, что на Южном Кавказе выбор на самом деле может быть лишь между Россией и Турцией, являющейся «смотрящей» по региону от Запада. Это единственная страна НАТО, имеющая общую границу с государствами Южного Кавказа и играющая важнейшую роль во всех планах альянса в Кавказском и Черноморском регионах. Следовательно курс на уход от союзничества с Россией означает в реальности дрейф в сторону Турции. И в этом случае российских солдат в Армении не заменят американские или французские солдаты.
Что же касается Ирана, то он пока слишком заинтересован в поддержке Москвы в намного более важных для себя вопросах (Сирия, ядерная сделка и т.д.), чтобы претендовать на то, чтобы заменить Россию в Армении.
Кстати, говоря об интересах России в Азербайджане, не стоит забывать о том, что они есть и у Запада. Неслучайно, что президенты США с 2002 года ежегодно приостанавливают действие 907-й поправки, предусматривающей запрет на помощь властям Азербайджана из-за агрессивных действий Баку против Армении. Причём администрация Байдена пошла на это даже в этом году, хотя агрессия Баку против Арцаха и Армении осенью прошлого года шла вразрез с неоднократными заявлениями американских властей о том, что карабахский конфликт нужно решать исключительно мирным путём. И на фоне вторжения азербайджанских войск на территорию Армении в мае и ноябре этого года с усмешкой вспоминаются слова госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что американская помощь Азербайджану «не подрывает и не нарушает попыток договориться о мирном соглашении между Арменией и Азербайджаном, и не будет использоваться для агрессии против Армении» (интересно, будет ли новый посол Армении в США Лилит Макунц использовать этот факт и пытаться добиться реализации на практике 907-й поправки).
Более того, как рассказал в мае первый президент Армении Левон Тер-Петросян в интервью Общественному телеканалу Армении, «базовая», как ее определяют в Баку, формула по урегулированию карабахского конфликта, принятая на саммите ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 года, была пролоббирована техасскими нефтепромышленниками. Что создало серьёзные проблемы армянской стороне в переговорном процессе. Но антироссийские политики, СМИ и НКО решили не заметить эту новость.
Не говоря уже о том, что зная об активной подготовке Азербайджаном агрессии против Арцаха и Армении, Вашингтон оказал перед войной Баку военную помощь на 100 млн долларов.
Кроме того, не стоит забывать, какая важная роль отводится Азербайджану в энергетических проектах Запада, призванных снизить зависимость Европы от российских энергоресурсов. По этой причине США и ЕС в своих отношениях с Баку забывают о всех своих принципах и ценностях, закрывая глаза на авторитарный режим, грубейшие нарушения демократических норм и военные преступления. Но об этом предпочитают забывать сторонники западного вектора, пытающиеся внушить армянскому обществу, что интерес к сотрудничеству с Турцией и Азербайджаном есть лишь у России.
Главная проблема
Однако помимо серьёзных внешнеполитических сложностей в армяно-российских отношениях есть и другая - уже внутриполитическая. Это деятельность властей Армении и их, мягко говоря, странная политика в отношении Москвы, что неизбежно сказывается на российской политике в регионе. С первых дней смены власти в Армении в результате «бархатной революции» говорилось о недовольстве Москвы новыми армянскими властями и опасениями российских властей, что цель Никола Пашиняна и его политической команды, наводненной выходцами из различных западных НКО, – разрыв союзных отношений с Россией. И хоть сам Пашинян утверждал, что никаких «геополитических реверсов» не будет, однако с первых же месяцев начались инциденты в двусторонних отношениях, например, уголовные дела против генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и российских компаний в республике. А многие в Армении в революционной эйфории приветствовали эти шаги, а также другие демонстративные действия новых армянских властей, считая, как и Пашинян, что «Россия должна адаптироваться к произошедшим в Армении изменениям».
О степени компетентности и адекватности нового руководства Армении говорят и слова Пашиняна, который считал, что можно «прикидываясь сумасшедшим, неадекватным» обмануть ведущие мировые державы в лице стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Итогом всей этой бездарной внешней политики, где упор делался лишь на дешёвом пиаре и обмане своих граждан (как это свойственно политике нынешних властей почти во всех сферах) стало то, что Алиеву удалось подготовить удобный международный фон для своей агрессии. А отказываясь от предложений президента России Владимира Путина остановить войну на более выгодных для армянской стороны условиях (хотя он сам же признаёт, что армия якобы была не готова к войне) и решив вести войну с помощью добровольческих отрядов вместо мобилизации всех ресурсов страны, Пашинян довёл дело до потери Шуши и Гадрута и позорной капитуляции 9 ноября.
При этом, даже пытаясь сдать России на аутсорсинг Арцах и безопасность Армении, Пашинян и его соратники все время отмечаются антироссийскими заявлениями, обвиняя Москву то в принуждении сдать Шуши, то в некачественных «Искандерах». Последним подобным случаем стало якобы «устное обращение за помощью» к России главы Совбеза Армена Григоряна в эфире армянского телевидения и угрозы с трибуны парламента однопартийцев Пашиняна начать поиск новых союзников в случае неоказания Россией помощи Армении. Однако затем выяснилось, что никакого официального обращения за помощью в соответствии с принятыми процедурами не было, но вся эта информационная шумиха, поднятая командой Пашиняна, привела лишь к усилению антироссийских настроений в республике.
Наладить нормальный диалог с Москвой
Критикуя «равноудалённую» политику Москвы в отношении Армении и Азербайджана, значительная часть армянского общества переизбрало на досрочных выборах 20 июня Никола Пашиняна, несмотря на все катастрофические результаты его правления и обещания открыть «эру мира» с Азербайджаном и Турцией за счёт серьёзных уступок с армянской стороны, его заявлений о том, что не намерен «воевать за 30% Чёрного озера» или «безлюдные территории».
И чем бы армянское общество ни мотивировало свой выбор 20 июня или отказ от отстранения Пашиняна от власти уличными акциями, оно послало месседж международному сообществу, в том числе союзной России, что фактически согласно с итогами 44-дневной войны и новыми уступками ради нормализации ситуации в регионе, и что не желает по-прежнему считать Турцию и Азербайджан региональными противниками, более того — готово подстроиться под их интересы.
На этом фоне наивно ожидать, что Россия или другие игроки в регионе будут занимать более проармянскую позицию, чем власти самой Армении. Как и следовало ожидать, они решили продвигать свои интересы за счёт более слабой и, самое важное, готовой к уступкам стороны, пытаясь найти общий язык с резко усилившимся в регионе после 44-дневной войны Азербайджаном, который уже официально оформил летом этого года военно-политический союз с Турцией, подписав Шушинскую декларацию.
Все вышеперечисленное не означает, что нынешняя политика Москвы в регионе правильна и безгрешна. Наоборот, желание избежать столкновения с Турцией и Азербайджаном, желание с помощью миротворцев в Арцахе, делимитации границы, разблокировки коммуникаций и исключения возможности новой войны расцениваются Баку и Анкарой как признак слабости Москвы, а не жест доброй воли с её стороны. И Турция уже открыто демонстрирует свои претензии на более тесную политическую и экономическую интеграцию тюркских государств, в том числе и за счёт интересов России на постсоветском пространстве.
А Азербайджан, пользуясь нежеланием и неспособностью армянских властей жестко защищать свои интересы и проводить продуманную и последовательную внешнюю и внутреннюю политику, пытается выжать максимум из своей прошлогодней победы. Баку открыто высказывает претензии уже не только на Арцах, но и на территорию самой Армении. А армянские власти отвечают на все агрессивные действия Баку своей мантрой о готовности к «эре мира», пытаются оправдать сдачу и блокирование стратегически важных высот и коммуникаций тем, что это якобы была в своё время территория Азербайджанской ССР, а вместо заблокированных дорог предлагают своим гражданам не нервничать и пользоваться альтернативными дорогами. Хотя ещё Уинстон Черчилль предупреждал: «Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор». Доказательством этого стали последние бои в Сюнике, новые жертвы и пленные.
Армянскому обществу или властям, если они желают повлиять на российскую политику в регионе, надо понять, что невозможно (скорее даже опасно) добиваться этого антироссийской истерией. У Армении нет сейчас альтернативы союзу с Россией, играющей важнейшую роль в обеспечении безопасности и экономического развития страны. И хотя в России есть разные группы влияния, в том числе считающие более перспективным сотрудничество с Баку, чем с Ереваном, надо помнить, что у Армении много друзей в России, особенно в среде «государственников» и силовиков, и армянская сторона должна суметь наладить с ними эффективный диалог и сотрудничество. Объяснить им, что сильная Армения – в интересах самой России, что она поможет сдержать экспансию Турции в нашем регионе и не только, например в Центральной Азии, а также помочь вернуть в зону российского влияния Азербайджан.
Но главная проблема Армении сейчас заключается в том, что Пашинян и его команда не могут, а может и не хотят этого. Причём у них есть проблемы не только в отношениях с Москвой, где изначально очень скептически относились к новым армянским властям, но даже и с другими важными партнёрами и потенциальными союзниками Армении – Ираном, Китаем, и др.
Айк Халатян