На сегодняшний день Серж Саргсян не является высокопоставленным государственным деятелем. После ухода в отставку он свел до минимума свою информационную активность. Это особенно видно в сравнении с Робертом Кочаряном. В отличие от Кочаряна Саргсян не принял участия в парламентских выборах-2021 во главе какой-нибудь партии или блока, хотя его связь с объединением «Честь имею» была более, чем очевидной.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Однако этот персонаж (Серж Саргсян. - Ред.) по-прежнему вызывает значительный интерес, как внутри Армении, так и за ее пределами. До сих пор без ответа остается вопрос, чем объясняется та легкость, с которой он покинул пост премьера и не довел до логического конца свой план по трансферу власти от себя в качестве президента к себе же в должности главы кабмина. Широко бытует версия о «договорном матче» с Николом Пашиняном, который позволил Саргсяну уйти от ответственности за болезненные уступки в карабахском урегулировании. В ней, конечно, присутствует известный налет конспирологии. Но такое восприятие имеет место быть, от него не отмахнуться!
В этой связи интервью экс-президента известной британской компании Би-Би-Си не могло пройти незамеченным. Пересказывать все Сержа Саргсяна вряд ли имеет практический смысл. Но стоит остановиться, на, пожалуй, главной для любого армянского политика теме- карабахской. Третий президент Армении возложил не полную, но частичную вину на Никола Пашиняна за разрушение переговорного процесса и необоснованный популизм при решении конфликта в Карабахе. С его точки зрения, попытки Пашиняна начать переговоры с некоей новой отметки укрепили Азербайджан в его решимости пойти на военный реванш. Но помимо обвинений своего преемника Саргсян признался в том, что сам готовился пойти на компромисс по Карабаху, готовясь к постепенному возвращению оккупированных районов вокруг бывшей НКАО. Пафос саргсяновского интервью в том, что в ноябре 2020 года Ереван сделал уступки намного более тяжелые, чем те, на которые был готов пойти экс-президент.
В принципе в этом заявлении нет какого-то открытия. Так называемые «базовые принципы» или «Казанская формула-2011» строились на принципе пять плюс два, то есть сначала возвращении Азербайджану пяти районов, отделяющих его от ядрового Карабаха, а затем передача Лачина и Кельбаджара, связывающих по земле непризнанную республику с Арменией. При этом голосование по статусу Карабаха привязывалось к процессу деоккупации, было неразрывно с ним. Сегодня же Ильхам Алиев говорит о карабахском конфликте, как о деле решенном. Это- следствие второй войны между Арменией и Азербайджаном осенью 2020 года. И поражения Еревана.
В чем же тогда важность заявления Саргсяна? Она в том, что бывший президент признается: идеи компромисса всегда были на столе переговоров. И Ереван их обсуждал в практическом, а не абстрактном плане. Но одно дело- экспертное суждение, а совсем другое- признание со стороны государственного деятеля. У второй карабахской войны множество разных последствий. Но одно из них – снятие табу на обсуждение цены уступок по Карабаху внутри Армении. Думается, в ближайшее время мы услышим немало новых откровений на эту тему", - написал Сергей Маркедонов.