23.11.2024
Это абсурд: эксперт о предложении Пашиняна разместить на границе наблюдателей ОБСЕ
prev Предыдущие новости

Баку не уверен, что после выборов не потеряет в Армении надежного и комфортного партнера

Политтехнолог Виген Акопян в интервью с ИАЦ VERELQ обсудил предвыборные списки политических сил и влияние событий на границе с Азербайджаном на результат выборов.


Участвующие во внеочередных выборах политические силы сдали в ЦИК свои списки. О чем говорят изменения в списке правящей партии во главе с Николом Пашиняном и какие у неё шансы на победу?


Вне зависимости от риторики и ее тональности, власти очень хорошо понимают, что перед ними стоит конкретная задача. Они понимают, что победного варианта не будет. Они возьмут свой «ядерный» электорат, не имеющий идеологии, который, как принято сейчас говорить, является сектантской структурой. У этой структуры есть «спаситель», который таковым и останется. Они имеют определенный электорат, возможно, не маленький, но это недостаточно для победы в выборах. Это их первая проблема, и это становится очевидным даже по соцопросам.


Вторая их проблема в том, что у них нет или пока не видно проходных политических сил-сателлитов, с которыми они возможно смогут сформировать коалицию. В отличие от оппозиции. Там тоже, возможно, конкретная одна сила сразу не побеждает, но там есть варианты для коалиций и очень реалистичные варианты.
 
Сформированные списки властной политической силы показывают ее наплевательское отношение на прежние политические фишки, например заявления о том, что бизнесмены не должны проходить в парламент, идеи о «старых» и «новых». Перед ними стоит очень прагматичная задача – набрать как можно больше процентов, и как эти проценты они наберут, что об этом будут говорить избиратели, их мало интересует. Они  понимают, что должны ориентироваться только на свой непреклонный электорат. У меня сложилось впечатление, что если они включат в свои списки самых ярых «прежних», для этого электората это будет все равно, ведь так им сказал Никол Пашинян.


С этой точки зрения они включили в эти списки предпринимателей, которые должны решать не только большие глобальные задачи, связанные, как предполагают многие, с финансовыми ресурсами. Но это предприниматели, имеющие богатый опыт выборов, избирательных механизмов, управления людьми, в том числе «решающими вопросы». Это люди, которые знают, что выборы – также и бизнес-проект.

Но самая главная задача которую они пытаются решить… Они понимают, что их позиции в столице достаточно слабые, учитывая, что мэр не будет особенно вовлечен в выборные процессы, то есть у него не будет той функции, какие были прежде у сильных мэров. Очевидно, они понимают, что проигрывают и надеются, что предприниматели возьмут на себя задачи определенного исправления ситуации по городу.


Во властных списках есть определенная «свежесть». Я думаю, что это результат внутривластной клановой борьбы.


А что можно сказать про списки ведущих оппозиционных сил?
 
Оппозиция, думаю, достаточно конкурентоспособная. Два блока – «Армения» и «Честь имею» - крепкие объединения.


Считаю, что и «Процветающая Армения» - состоявшаяся структура с четким электоратом и амбициями. Например они заявляют, что идут побеждать. У «Процветающей Армении» свежий состав. Трудно сказать, чем это обусловлено. Но я думаю, что они попытались провести смену поколений. Возможно будут работать на новый электорат, новое поколение, учитывая то, что прежний электорат они сохраняют в той или иной степени.


Что касается блока «Армения». Там выраженный, достаточно серьезный лидер, блокировавшийся с партиями, имеющими конкретные структуры, широкую географию и огромное влияние в некоторых областях, в том числе связанные с земляческими факторами, не ограничивающимися только конкретной областью. То есть, используется разнообразный инструментарий.  Соцопросы показывают, что этот блок имеет тенденции к росту и я думаю, что эта тенденция продолжится.


Блок «Армения» сформирован очень сбалансировано. Принцип вроде ясен – обеспечено присутствие всех главных политических элементов. Я думаю, что они долго думали над сбалансированностью, чтобы максимально гарантировать неуязвимость, создать команду, не только для достижения успеха на выборах, но и дальнейшей работы. Например, Кочарян во время своих встреч дает понять, что задача команды – не только успех на выборах, но и последующая работа по выводу страны из коллапса.


Блок «Честь имею» - очень крепкий альянс. Он символизирует устранение «черно-белой» идеологии. Здесь вместе работают, как говорил Никол и «черные» и «белые». Тем самым разрушается идеология и стирается грань. Они сами говорят, что не будет возврата к прошлым нравам, а сам список достаточно свежий. Сделана попытка отстраниться от людей, которые могут раздражать или эти люди сами отстранились. Я думаю, что это крепкое объединение с достаточно хорошими шансами. Речь не идет о вхождении в парламент, а решающей роли в процессе формирования власти вместе с другим оппозиционным блоком и «Процветающей Армении»
 
Объединения оппозиции очень крепкие. Проблемы Пашиняна в том, что он сам самостоятельно не достигает успеха и не знает к кому присоединиться. Неслучайно, что идет своеобразная люстрации оппозиции, когда оппозиционные силы исключают коалицию.


Но соцопросы показывают, что у Пашиняна по прежнему достаточно высокий рейтинг...


Соцопросы – вещь хорошая, но учитывая армянский менталитет и атмосферу внутреннего недоверия в армянском обществе, когда проводят телефонный опрос, респондент опасается за влияние ответа на свою работу и.т.д. Поэтому или врет, или говорит что участвовать не будет, или от греха подальше говорит, что поддержит власти. Следовательно, рейтинг властей исходя из менталитета немного утрирован, а рейтинг оппозиции понижен.


Выборы пройдут на фоне осложнения ситуации на армяно-азербайджанской границе и резкого роста недовольства в обществе неспособностью России и ОДКБ обеспечить безопасность границ Армении. Как это повлияет на выборы?


То что связано с фактической бездеятельностью ОДКБ, попытки переноса проблемы из военно-политического сферы в чисто политическую  оставляет впечатление, что система безопасности, в которую входит Армения, неэффективна. Не так, чтобы по части ОДКБ были большие иллюзии. Если есть серьезные ожидания, то думаю, в рамках соглашения об армяно-российском сотрудничестве. С этой точки зрения есть определенное раздражение в армянском обществе и электорате, которое может влиять на определенные настроения. Но не думаю, что это будет решающим в ближайшие три недели.


Можно ли ждать в результате этого появления в будущем парламенте антироссийских сил?


Те силы, которые считаются прозападными, подчас являются проектами, которые в конкретный момент  позиционируются именно так, надеясь занять пустую нишу прозападных сил в парламенте.


Если даже считать, что ОДКБ неэффективна, а Россия медлит по каким-то соображениям, или пытается перевести вопрос с военной на политико-дипломатическую плоскость, не предлагается альтернативы.


Все делается на уровне заявлений. Заявления были, достаточно жесткие, открытые. Но этим все ограничилось. То есть, никто нам не делает реальных предложений в иной системе безопасности, так как тот же Запад считается с интересами России в этом регионе по умолчанию или не умолчанию.

Не было лучшего периода для предложения реальной альтернативы, чем во время войны и поствоенные месяцы. В этом смысле, Иран пытается предложить какие-то альтернативы, но Запад нет.


Если говорится, что ОДКБ, эта система оборонного взаимодействия неэффективна, нужно предполагать, что эффективно НАТО. Я не вижу, чтобы кто-то предлагал нам реальную альтернативу, чтобы мы даже сказали да или нет.


Мы это говорим в контексте выборов, может ли это повлиять. Да может. Но это проблема для думающих людей, толпа об этом не думает. Думающие люди спрашивают, а где альтернатива? Для меня ничего неожиданного в вопросе ОДКБ нет. У нас в ОДКБ никогда не было союзника кроме России. Я всегда говорил, что ОДКБ – клуб имени Путина, российский военно-политический, геополитический проект. Большой вопрос, Армения, обратившись в ОДКБ нанесла ей ущерб или нет, так как раскрывает неэффективность ОДКБ.


Выборы состоятся?


Рейтинг Никола Пашиняна и его политической силы будет быстро снижаться, и эта тенденция сохраняется. Если он не увидит никакой перспективы воспроизводства, в этом случае может быть создан управляемый извне форс-мажор, который может повлиять на внутриполитические вопросы в пользу Никола Пашиняна. Я имею в виду, что выборы могут отложить, например, под предлогом военного положения.  Это всегда можно сделать. И сегодня можно объявить об этом, пойти на эскалацию. Например, сегодня я это вижу.


Ясно, что для наших врагов – Азербайджана, Турции – ситуация достаточно тревожная в том смысле, что они уже не так уверены, что после 20 июня не потеряют надежного и очень комфортного партнера. Поэтому, они могут, создав извне форс-мажор, в том числе военный, создать повод для отмены выборов.


Но здесь есть одно «но». Геополитических гарантом этих выборов была, в том числе и Россия. То есть, я думаю, окончательное решение по проведению внеочередных выборов,  тем не менее, было принято не только в кабинете Никола Пашиняна. Напомню, например, что 24 апреля он позвонил Путину, а 25 выступил с заявлением. И если помните Песков, пресс-служба Кремля, всегда заявляли, что на встречах кроме серьезных армяно-российских, региональных вопросов, обсуждается также вопрос проведения в Армении выборов.


 


 

Внутривластная клановая борьба - олигархи поглощают революционеров: Армения предвыборная
Следующая новость next

Регион

Все новости