Интервью третьего президента Армении Сержа Саргсяна – хороший повод, чтобы раскрыть новые детали процесса арцахского урегулирования. Об этом сегодня, 3 мая, заявил на спецзаседании в парламенте и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян, комментируя, по просьбе депутата Тиграна Уриханяна, обвинения Саргсяна в адрес действующей власти.
Пашинян отметил, что в своем интервью Серж Саргсян, говоря об уточнении статуса Арцаха, применил формулировку «население Нагорного Карабаха». Указывая на то, что в переговорах никогда не уточнялась даже территория проведения референдума по статусу Арцаха и эта территория, гипотетически могла охватывать и Азербайджан, Пашинян подчеркнул, что определенные опасения относительно участия азербайджанцев в референдуме имел и сам Саргсян. «Настанет день, когда мы сможем опубликовать все документы, связанные с процессом переговоров, в том числе и письмо Сержа Саргсяна сопредседателям, в котором он выражает обеспокоенность в связи с вопросом о том, какое количество азербайджанцев будет считаться населением Нагорного Карабаха», - отметил он.
Пашинян подчеркнул, что для того, чтобы считаться населением Нагорного Карабаха, азербайджанцы должны были проживать там. «Сейчас я даже не поднимаю вопроса о численности азербайджанского населения, а лишь задаю вопрос: в какой части Нагорного Карабаха они должны были проживать? Потому что если они являются население Арцаха, то должны там жить», - заявил Пашинян.
Он поблагодарил Сержа Саргсяна за предоставленную возможность раскрыть эти детали переговорного процесса. «Когда месяцы назад я говорил о Шуши, он заявлял и сейчас утверждает, что такого вопроса не стояло (вопрос о возвращении азербайджанцев в Шуши). Но возникает вопрос: где тогда должны были проживать эти азербайджанцы. Надеюсь, ответ очевиден всем», - заявил политик.
Пашинян также подчеркнул, что логика и содержание переговоров по урегулированию конфликта изменились не с его приходом к власти, как утверждает Саргсян, а в период с осени 2015 года по зиму 2016 года, за чем последовала апрельская война. «Содержание переговоров изменилось именно тогда, и есть множество документов, подтверждающих это, есть протоколы переговоров, с которыми я ознакомился в 2018 году», - заявил он.
Пашинян добавил, что Серж Саргян заявил о том, будто предыдущая власть пыталась решить вопрос мирным путем, однако сам же в своем интервью от 2017 года заявил, что апрельская война означала отказ Баку от урегулирования конфликта в рамках мадридских принципов. «Мадридские принципы подразумевали промежуточный статус и референдум, отказ от этих принципов означал отказ от промежуточного статуса и референдума», - уверен Пашинян.
Он задался вопросом, может ли выяснится, что в период 2015-2016 гг посредники стали поддерживать позицию Азербайджана, а Мадридские принципы были лишь вывеской, за которой проходили совершенно иные процессы. Он признался, что возможности реализации принципа «5+2» никогда не было. «В своем интервью от 2012 года Серж Саргсян заявил уже о семи районах. Семи районах, семи!!! Но азербайджанская сторона отклонила это предложение», - заявил Пашинян. Он подчеркнул, что по сути в принципе «5+2» указанные два района являются «дипломатическим запасом» для использования на определенном этапе реализации договоренностей.