Власти Армении прилагали все усилия для того, чтобы остановить войну в Арцахе. Об этом сегодня, 14 апреля, заявил в парламенте премьер-министр Армении Никол Пашинян, представляя годовой отчет о ходе реализации и результатах правительственной программы в 2020 году.
Пашинян отметил, что трижды на самом высоком уровне были приняты официальные заявления и договоренности о прекращении огня. Первая договоренность была достигнута 10 октября в столице России, когда было принято заявление на уровне министров иностранных дел, напомнил премьер. Однако, подчеркнул Пашинян, Азербайджан нарушил договоренности на фоне соответствующих заявлений турецкой стороны. Вторая договоренность была достигнута при посредничестве президента Фракции Эммануэля Макрона 17 октября 2020 года. Азербайджан и в этот раз нарушил договоренности о гуманитарном прекращении огня, напомнил он. Третья договоренность была достигнута при посредничестве США 26 октября, как и в предыдущих случаях, было подписано заявление, которому вновь не суждено было вступить в силу из-за нарушения азербайджанской стороной договоренностей. Он отметил, что в двух последних заявлениях дается ссылка на принятое в Москве заявление от 10 октября, в котором отмечается, что переговоры по урегулированию конфликта должны проходить в рамках МГ ОБСЕ и смена формата не предусматривается.
«Много говорится о том, что происходило после 19 октября. Произошло следующее: проанализировав ситуацию и проконсультировавшись с президентом Арцаха и Генштабом, я принял решение, что мы должны путем определенных, пусть даже болезненных уступок добиться прекращения огня. По этому поводу я созвал заседание Совета безопасности, в котором приняли участие также парламентские силы, в том числе и оппозиция, президент и Католикос Всех Армян. При этом, я отметил, что пригласил оппозицию не для того, чтобы разделить ответственность, а для того, чтобы проинформировать о сложившейся ситуации. Я не могу сейчас публично представлять детали сказанного тогда, чтобы впоследствии это не было использовано против нас», - рассказал премьер, добавив, что в тот же день пригласил и внепарламентскую оппозицию.
«После этого я позвонил президенту России и сообщил, что мы хотим достичь прекращения огня на условиях возвращения азербайджанских территорий в формате 5+2. Это условие, которое и ранее предлагалось сопредседателями армянской стороне. Мы провели детальные обсуждения с российским президентом, по итогам было сформирован общий подход по этому вопросу. Там был поднят вопрос возвращения в Арцаха азербайджанских беженцев, и я отметил, что у нас нет принципиальных возращений по этому вопросу, если он каким-то образом будет взаимосвязан с процессом определения статуса Нагорного Карабаха. После этого состоялась обстоятельная беседа российского президента с азербайджанским коллегой, по итогам которой выяснилось, что азербайджанская сторона категорически против нашего требования о деоккупации Гадрута. Азербайджан потребовал, чтобы возвращение беженцев, в том числе в Шуши, не связывалось с вопросом определения статуса, также вместо возвращения территорий в формате 5+2 они требовали вернуть 7 территорий. Это говорилось в качестве намека на то случай, если мы согласимся с предыдущими пунктами», - заявил он, добавив, что впервые представляет эту деталь.