27.11.2024
Эпопея с Генштабом, отмена военного положения и решение КС по Кочаряну: Армения за неделю
prev Предыдущие новости

Избирательные реформы, оппозиционные инициативы и «саботаж» кандидата: НС за неделю

Почему власти настаивают на смене правил игры накануне выборов? На кого премьер-министр Никол Пашинян возложил ответственность за предстоящие избирательные реформы? Почему кандидат в судьи Кассационного суда обвинил руководство парламента в нарушении конституционного закона? Какие цели преследуют поправки в ГК и почему оппозиционер обвиняет власти в стремлении превратить Армению в Северную Корею?


VERELQ представляет наиболее интересные события уходящей парламентской недели.


Терпение и труд: Оппозиции удалось отменить ВП


Самым ярким и, безусловно, долгожданным событием минувшей четырехдневки стало принятие парламентом представленного оппозиционными фракциями «Светлая Армения» и «Процветающая Армения» проекта НС об отмене военного положения.


Парламентская оппозиция выступила с инициативой отмены военного положения в третий раз. По оценкам оппозиционеров сохранение режима ВП в стране имело исключительно внутриполитические мотивы и препятствовало демократическим процессам в стране.


Представляя документ, глава фракции «Светлая Армения» Эдмон Марукян отметил, что сохранение режима военного положения ограничивает права оппозиции и демократические процессы в целом в стране. Он отметил, что за прошедший период был отменен ряд выборов в ОМС, есть община, в которое из-за этого нет даже совета старейшин, еще одну общину уже год фактически возглавляет “назначенное должностное лицо”, поскольку выборы не проводятся.


Правящее большинство отрицало политические мотивы сохранения ВП, однако факт остается фактом – согласия на отмену ВП удалось достичь лишь после обеспечения консенсуса с парламентской оппозицией по внеочередным выборам.


Уже в ходе обсуждений спикер парламента Арарат Мирзоян призвал коллег по правящему блоку проголосовать за отмену. Член комиссии по вопросам обороны и безопасности Армен Хачатрян также заявил, что не против принятия решения об отмене ВП, невзирая даже на отрицательное заключение профильной комиссии. Хачатрян связал решение комиссии с проходящими в тот период военными учениями в регионе.


Предвыборные обещания или повод для невыполнения обязательств?


Невзирая на отмену ВП и достижение договоренности о проведении внеочередных выборов уже 20 июня, оппозиционеры не исключают возможность срыва достигнутых политических договоренностей.


Член фракции ППА Наира Зограбян отметила: «С учетом эмоционального вида, к которому принадлежит Никол Пашинян, я не исключаю, что он может внезапно выйти в эфир и заявить, что общественного спроса на проведение внеочередных выборов нет». Зограбян напомнила, что в вопросе проведения внеочередных выборов премьер несколько раз менял свою точку зрения. Она подчеркнула, что власти могут в качестве повода для отмены внеочередных выборов использовать рост количества больных коронавирусом или напряжение на границе.


«Если до выборов фракция правящего блока «Мой шаг» примет в парламенте новый Избирательный кодекс, то все договоренности с партией «Светлая Армения» обнуляются», - заявил на своей страничке в социальной сети Facebook заявил глава оппозиционной фракции ПСА Эдмон Марукян. По его словам, неприемлемо менять правила игры непосредственно до выборов. Наряду с этим Марукян отметил, что даже если кодекс будет изменен это не отразится на решении ПСА принять участие в выборах, поскольку альтернативы внеочередным выборам в создавшейся ситуации нет.


Премьер-министр Никол Пашинян, в свою очередь, решил взвалить ответственность за проведение избирательной реформы накануне выборов на фракцию «Мой шаг». В ходе правительственного часа в парламенте он заявил, что парламентское большинство приняло решение идти на внеочередные выборы, приняв поправки в ИК и обеспечивая проведение выборов по 100%-ой пропорциональной системе - без рейтинговых списков.


Он отметил, что избирательные реформы не были частью достигнутых политических договоренностей. «Но в ходе всех указанных встреч я интересовался мнением коллег, в том числе и парламентским, какого они придерживаются мнения по вопросу избирательного порядка: необходима или нет рейтинговая система. По существу в ходе этих разговоров как ППА, так и ПСА дали понять, что они оставляют этот вопрос на усмотрение политического большинства», - заявил он.
Представители парламентской оппозиции не подтвердили и не опровергли факт обсуждения избирательных реформ на встрече с премьером. Тем не менее в ПСА сочли их принятие неприемлемым.


Секретарь фракции ПСА Геворк Горгисян отметил, что в реальности ПСА за отмену рейтинговой системы, но против закрытой пропорциональной системы, которую предлагают власти, поскольку она не способствует формированию внутрипартийной демократии. Фракция ПСА предлагает перейти на открытую пропорциональную систему, когда избирателям дается право проголосовать за того или иного представителя партии из списка. Таким образом, избиратели фактически сами формируют фракцию.


Касаясь возможности принятия поправок в ИК до выборов, Горгисян отметил, что ПСА считает неприемлемым изменение правил игры в условиях уже начатых процессов.


В правящем блоке «Мой шаг» не считают изменения правил игры большой проблемой. Член фракции правящего блока Артур Ованнисян отметил: «В случае изменения избирательного порядка правила игры упрощаются. Речь идет об отмене рейтинговой системе, посему смена правил игры не усложнит жизнь и не создаст проблем политическим силам. Избирательный порядок упрощает и в интересах избирателей также».


Депутат от фракции «Мой Шаг» Артак Манукян подчеркнул, что изменение избирательного порядка не было сюрпризом для политических сил, поскольку о необходимости отмены рейтинговой системы правящая сила говорит не первый год. Он подчеркнул, что поправки ИК важны с точки зрения становления политических институтов.


По оценкам ППА, в вопросе установления избирательного порядка мяч на стороне правящей силы, а для «Процветающей Армении» гораздо важнее обеспечение прозрачности и справедливости предстоящих выборов.


Она подчеркнула, что в ППА считают необходимым предпринять все необходимые шаги для разрешения внутриполитического кризиса, а единственным легитимным путем для этого являются внеочередные выборы. Зограбян напомнила, что ППА намерена принять участие в предстоящих выборах самостоятельно, а список партии возглавит ее лидер Гагик Царукян.


От Армении до Северной Кореи «один шаг»?

В рамках минувшей четрехдневки во втором и окончательном чтении был принят нашумевший законопроект вице-спикера Алена Симоняна о внесении изменений в ГК.


Как сообщил автор законопроекта, в период с первого по второе чтение были внесены определенные изменения. В частности, мера штрафов смягчена. Согласно действующему регулированию, за штраф за публичное оскорбление и клевету составляет соответственно – 1 млн. драм и 2 млн. драм. Согласно принятым в первом чтении поправкам штраф за оскорбление был увеличен до 5 млн драм, за клевету – 10 млн драм. Однако с учетом предложений правительства в период с первое по второе чтение уровень ответственности был смягчен. По последней версии законопроекта, штраф за публичные оскорбления предложено установить на уровне 3 млн. драм, за клевету – 6 млн. драм.


Однако даже смягченная версия законопроекта вызвала негодование оппозиционеров.  По оценкам депутата от фракции «Процветающая Армения» Наиры Зограбян, власти Армении, прикрываясь борьбой с оскорблениями и клеветой, стремятся заставить СМИ молчать. Она считает новое законодательное регулирование прямым прессингом на журналистов и политических деятелей.


«С учетом намерения властей внести поправки в УК и криминализировать оскорбления должностных лиц. Это означает, что с точки зрения свободы слова Армения окажется на одном уровне с Северной Кореей», - заявила Зограбян. Она отметила, что свою точку зрения и свои опасения направила в Венецианскую комиссию, комиссару ПАСЕ по правам человека, а также международные правозащитные организации.


В свою очередь, независимый депутат Тигран Уриханян поспешил напомнить журналистам, что они работают в стране, где в любой момент представитель власти может применить в их отношении силу и не понести за это наказания. В частности, депутат припомнил действия министра высокотехнологичной промышленности Акопа Аршакяна, дважды ударившего журналиста Пайлака Фаградяна.


Депутат подчеркнул, что считает беспрецедентной ситуацию, когда министр применяет силу против журналиста, однако никто из членов его политической команды не осуждает его действия.


«У нас было множество примеров неоправданных надежд и невыполненных обещаний, но я концентрирую внимание на этом именно сегодня, потому что сейчас предвыборный период. И журналисты должны быть осторожны, потому что у нас есть власти, которые постоянно будут пытаться их избить», - заявил депутат.


В ответ, вице-спикер Ален Симонян отметил, что «этот случай был осужден на самом высоком уровне». «Несколько дней назад я также заявил об этом, и сейчас заявляю, что применение силы, в частности, против журналиста неприемлема. Попытки провести параллели с действиями представителей бывшей власти обречены на провал. Безусловно, реакция моего соратника была неправильной, но эти параллели все равно неуместны», - заявил он.

Новые лица – новые мишени: В НС было «жарко»


В рамках минувшей четырехдневки парламент вернулся к обсуждению кандидатов в члены Кассационного суда Армении.


Выборы члена Кассационного суда должны были состоятся еще в конце прошлого – в начале текущего года, однако сперва кандидаты призывали парламент перенести обсуждение вопроса в свете сложной внутриполитической ситуации, сформированной на фоне поражения в военных действиях.


Затем выборы кандидатов были фактически провалены парламентским большинством, которые бойкотировали голосования, тем самым выразив свой протест главе ВСС Рубену Вардазаряну, которого обвиняли во вмешательстве в политические процессы и отсутствии политического нейтралитета. Таким образом, на уходящей неделе депутатам вновь пришлось вернуться к обсуждению вопроса об избрании судей и провести второй тур, в который прошли Арсен Мкртчян и Армен Айкянц.


Кандидат в члены Кассационного суда Армен Айкянц в ходе своего выступления в рамках второго тура раскритиковал позицию парламентского большинства.


Айкянц отметил, что в соответствии с конституционным закона «О Регламенте НС» рамках первого тура представитель уполномоченного органа должен был представить кандидатов в судьи и, отвечая на вопросы депутатов, более подробно ознакомить их с профессиональными качествами и пройденным путем кандидата. Никаких иных функций представитель уполномоченного органа в данном конкретном случае не имел.


Однако имевшие место обсуждения вышли за рамки установленных законодательством процедур, тем самым выводя весь процесс за рамки конституционного закона «О Регламенте НС». В подобных условиях проведение второго тура должно иметь аналогичный исход – член Кассационного суда не должен быть избран. В обратном случае, в условиях «деформированной процедуры» новоизбранный член Конституционного суда будет обладать «дефективной легитимностью».


На вопросы депутатов Айкянц отмечать отказался, указывая на п. 9 ст. 139 конституционного закона «О Регламенте НС», в соответствии с которым процедуры «вопросов и ответов» в рамках второго тура не предусмотрено. Спикер Арарат Мирзоян возразил, что процедура второго тура устанавливается ст. 135 указанного закона, в соответствии с которым ограничивается лишь время выступления кандидата и возможность выступления депутатов, допуская лишь выступления от имени фракций. Невзирая на заверения спикера Айкянц был неуклонен и заявил, что ответит на все вопросы, но не в рамках сегодняшней процедуры.



Депутат от фракции «Мой шаг» Артур Ованнисян отметил, что кандидат упрекнул парламентское большинство в политических заявлениях в ходе обсуждений, забывая о том, что НС – политическая структура. Он призвал Айкянца рассказать о своем политическом прошлом. «О вашем политическом прошлом глава ВСС не указал, видимо, он очень не любит говорить на политические темы. Но я прошу рассказать вам о вашем политическом прошлом, начиная с партии «Оринац Еркир» и завершая Республиканской партией Армении. Я также хочу, чтобы рассказали нам, каковы гарантии того, что Ваши политические связи не скажутся на вашей работе, в случае избрания?» - поинтересовался Ованнисян.


Айкянц отметил, что как бы велик ни был соблазн ответить на вопрос депутата, выходить за рамки требований закона он не намерен. «Это очень правильный важный вопрос. Очень жаль, что вы не задали его в рамках первого тура, когда подобная процедура была предусмотрена», - заявил Айкянц. В ответ, Ованнисян отметил, что кандидат фактически отказался отвечать на вопрос, посему он призывает своих коллег голосовать против кандидатуры Айкянца. На это, сам Айкянц отпарировал, что на вопрос отвечать не отказывается, но ограничен законодательным регулированием.


Невзирая на большое желание депутатов получить от Айкянца ответы на свои вопросы, его оппоненту – Арсену Мкртчяну, никто вопросов не задал. Невзирая на отсутствие интереса к персоне Мкртчяна именно он по итогам голосования был избран на должность члена Кассационного суда.


Нана Ваграмян