28.03.2024
Так чей же «проект» Пашинян? По итогам интервью Сержа Саргсяна
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Серж Саргсян против Карена Карапетяна - пресса дня

VERELQ представляет обзор прессы дня.


Газета «Грапарак» пишет: «Со вчерашнего дня в армянском обществе обсуждается интервью третьего президента Армении Сержа Саргсяна. Однако оно знаковое не с точки зрения того, что было сказано, а с точки зрения редкости его выступлений. Кстати, первая мысль, которая приходит при просмотре интервью – почему он раньше не говорил, особенно во время своего пребывания у власти. Уважение к общественности проявилось бы и таким способом. Он был бы ей подотчетен. Но сегодня, конечно, хорошо, что экс-президент – человек с определенным весом и ролью в политической жизни, говорит, объясняет, отвечает на вопросы, раскрывает скобки, хотя и с опозданием. Это также поможет в вопросе уточнения общественного отношения к возглавляемой им политической силе. Но следует отметить, что после интервью встали новые вопросы. Тем более что с какого-то момента в армянской политической жизни стал очень почитаться феномен «как выкрутиться», и этот стиль, как выяснилось, весьма заманчив. Конечно, задним числом можно винить других людей, таких как Карена Карапетяна (бывший премьер-министр Армении – ред.), и говорить, что «я передал власть ему, это он передал ее Николу Пашиняну». Но ведь все же понимают, что власть должны были передать значительно раньше, а не 23 апреля, когда она в стране де-факто принадлежала Пашиняну? Также можно красиво представить светлую сторону переговорного процесса, предложения, которые нам были выгодны. Но, тем не менее, остается фактом, что эти предложения остались на бумаге, и не было никаких гарантий, что если бы Серж Саргсян остался у власти, то он смог бы довести их до логического завершения. И, наконец, когда он говорит, что знал о том, что Пашинян ведет к войне, то встает вопрос: что он сделал для того, чтобы предотвратить войну и предупредить о ее опасности?».


Газета «Жаманак» пишет: «Лучшее свидетельство обострения отношений между Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном - это явные проявления противоречий между их командами. Сторонники Кочаряна утверждают, что вскоре они начнут новое оппозиционное движение, которое не будет иметь ничего общего с форматом 16 партий. Они пойдут на более радикальные шаги».


Газета «Голос Армении» пишет: «Cегодня глава МИД Армении посетит Москву для встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым. Согласно официальному релизу, особое внимание будет уделено реализации заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. "с акцентом на оказание гуманитарного содействия, восстановление инфраструктуры, разблокирование транспортных коммуникаций в регионе". Будут также "сверены планы работы по линии сопредседателей Минской группы ОБСЕ". Накануне вечером сопредседатели Игорь Попов, Стефан Висконти и Эндрю Шефер сообщили о проведении онлайн-переговоров с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. О планах возобновить работу в рамках Минской группы с целью прежде всего разработать подходы к статусу Арцаха говорил неделей ранее и замглавы МИД РФ Андрей Руденко. Еще раньше - 28 января Мария Захарова заявила, что визит сопредседателей в Арцах запланирован, однако дата пока неизвестна.


После завершения военных действий тройка дважды выступала с заявлениями – 3 и 14 декабря 2020 года. В первом из них говорилось о необходимости "полного и быстрого вывода из региона всех иностранных наемников", об обязанностях сторон в отношении обмена военнопленными и репатриации останков, а также об обеспечении условий для возвращения перемещенных лиц и важности защиты исторического и религиозного наследия. Призвав стороны к заключению "долгосрочного мирного соглашения", сопредседатели напомнили о своей твердой приверженности…. "неприменению силы или угрозы силой для разрешения споров". Именно так - словно и не было жесточайшей военной агрессии против народа Арцаха с нарушением всех международных правовых норм, и прежде всего – принципа неприменения силы, а также прежних соглашений конкретно по Арцаху. Словно сами сопредседатели, главы трех стран и авторитетных международных организаций десятилетиями не твердили о том, что "конфликт не имеет военного решения". Оказалось, что это было циничным словоблудием, потому что ни одна из стран-сопредседателей, как и сама Минская группа, и не подумала осудить Азербайджан за военную агрессию против Арцаха.


В заявлении 15 декабря сопредседатели благоразумно воздержались от упоминания уже ставшего никчемным принципа. Они призвали как можно скорее завершить обмен всеми задержанными и ускорить идентификацию и репатриацию останков, подтвердили "единую позицию в пользу всеобъемлющего и устойчивого урегулирования всех остающихся ключевых вопросов", а также подчеркнули "важность уменьшения провокационной риторики для создания более позитивной среды". Создается полное впечатление, что трагедия сотен тысяч арцахцев и армянского народа в целом стала неким облегчением для посредников, фактически сдавших Арцах и его граждан на растерзание зверям, в том числе – международным террористам. Одни это сделали ради размещения своей военной базы и решения собственных геополитических задач, другие – азербайджанских энергоносителей, третьи – ради своей союзницы Турции и опять-таки энергоресурсов ее младшего брата. Плюс еще какие-то соображения политического или экономического характера.


Понятно, что у каждой страны, будь она хоть трижды нейтральным посредником, имеются свои интересы, и основная ответственность за катастрофу лежит прежде всего на властях Армении и Арцаха. Но столь же несомненно, что три страны-сопредседателя, на протяжении 26 с половиной лет плотно занимавшиеся урегулированием, не могут просто так отмежеваться от происшедшего, а потом вновь говорить о "позитивной среде" и стабильном мире, будто ничего особенного и не случилось. Да, России удалось в конечном итоге остановить войну, но коллективной ответственности Минской группы ОБСЕ и прежде всего ее сопредседателей за гуманитарную катастрофу в Арцахе никто не отменял. Уже не говоря о том, что один из ее членов – Турция несет самую непосредственную ответственность за все случившееся в Арцахе. В том числе - за переброску и вовлечение в военные действия сирийских террористов. Интересно, уверены ли сегодня сопредседатели в том, что Арцах очищен от боевиков? И кто-нибудь намерен привлечь Баку и Анкару за превращение региона в очаг террористической угрозы?


После окончания войны прошло более 3 месяцев, но Азербайджан не только не осужден за нарушение международных правовых норм и многочисленные военные преступления хотя бы на уровне политических заявлений, но и продолжает совершать правонарушения и преступления. Армянофобия Баку и антиармянская риторика Алиева в последнее время вышли на новый, какой-то уже безумный уровень: самозабвенные спичи выпускника МГИМО буквально кишат грязными оскорблениями и угрозами в адрес армянского народа. Но сопредседатели по-прежнему предпочитают не обращать на это внимание и не хотят объяснить армянскому народу, как можно говорить о "позитивной среде" со страной, руководитель которой ежедневно, словно последний бомж, изрыгает проклятия и угрозы. Если это не "провокационная риторика", то что – словесный понос удовлетворившего свои низменные инстинкты, но так и не насытившегося людоеда? Судя по сообщениям, основным направлением своей дальнейшей деятельности посредники склонны считать определение статуса Арцаха и долгосрочное урегулирование. Однако есть один куда более актуальный практический вопрос, с которого они могут - и должны были бы - возобновить свою работу. Если, конечно, сопредседатели действительно преследуют благие цели, и если желают восстановить свой изрядно пошатнувший авторитет как целостной структуры, действующей в рамках одной из самых авторитетных международной организаций - ОБСЕ.


Речь, естественно, о возвращении армянских военнопленных и заложников. Уже не вызывает сомнений, что сотни несчастных людей стали для Алиева инструментом достижения политических целей и получения новых уступок от армянских властей. Возвращение пленных буквально по капле – группами по 5 человек – лучшее тому доказательство. И это при условии, что, согласно официальным заявлениям, вопросом занимается лично Владимир Путин. Что в этом плане могла бы стать лучшим рестартом для Минской группы, если не усилия по возвращению пленных? Или хотя бы по возвращению одной из заложников - молодой женщины, гражданки Ливана и Армении Марал Наджарян, которая переехала жить в Арцах после августовского взрыва в Бейруте. Как известно, Марал попала в плен уже после подписания злосчастного заявления – 10 ноября, когда поехала в Бердзор забрать свои вещи.


С тех пор о ней долго ничего не было вестей. Потом сведения о ее местонахождении сообщил Давид Шахназарян, но армянские власти остались безразличны к информации. 12 февраля появилась информация о том, что женщину посетили сотрудники Ливанского Красного Креста, сообщившие родным, что она "в нормальном состоянии". Что значит "нормальное состояние", учитывая особенности азербайджанского плена, сложно сказать, но, по крайней мере, Наджарян жива. Вот уже более 3 месяцев она незаконно удерживается в плену. Азербайджан признал факт ее пленения, но отказывается ее возвращать вопреки всем нормам международного права и достигнутым соглашениям. Господа сопредседатели, у вас есть шанс начать новый этап своей деятельности с благого дела и тем самым частично восстановить свою репутацию серьезных и влиятельных дипломатов – представителей крупнейших мировых держав. Воспользуйтесь им, пожалуйста, - верните Марал Наджарян, единственная "вина" которой состоит в том, что она -армянка, решившая репатриировать и жить на своей исторической Родине».


"Айастани Анрапетутюн" пишет: "Арцахская война подняла множество вопросов, существовавших в самых разных сферах жизни республики. В новых послевоенных реалиях возникла необходимость в пересмотре правовых норм, регулирующих действия, предпринимаемые в направлении защиты и безопасности государства. Гражданская оборона также входит в сферу государственной безопасности. Изменения последних лет привели к расширению вопросов и процессов, регулирующих эту сферу. Улучшение сферы требует коренных изменений законодательного поля, и с этой целью уполномоченный орган - Министерство по чрезвычайным ситуациям разработало и поставило на общественное обсуждение полностью отредактированный новый проект Закона "О гражданской обороне"".


 

Карабахская тема слишком знаковая, чтобы ее просто «засушить» - Сергей Маркедонов
Следующая новость next

Регион

Все новости