О нормализации армяно-турецких отношений в последние годы говорили редко. Особых поводов для обсуждения этой щепетильной темы не было.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Казалось бы, после второй карабахской войны, где Анкара открыто встала на сторону Баку, данный сюжет и вовсе будет заморожен. Турецкие представители не скупились на жесткие оценки в адрес Еревана. Однако 18 января 2021 года этот вопрос поднял министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу", - пишет он.
По словам эксперта, тем не менее, тщетно искать в словах Чавушоглу намеки на новую «футбольную дипломатию», поскольку он выступает с позиции сильного. Так, по словам турецкого министра, в Карабахе держится режим перемирия, что можно отнести к позитивным сторонам урегулирования. В то же время добавляет, что «если перемирие будет долгосрочным, Турция и Азербайджан могут предпринять шаги для нормализации отношений с Арменией». «Мы будем координировать этот процесс с Азербайджаном», - сказал Чавушоглу.
"По справедливому замечанию турецкого политолога Мустафы Айдына, отношения Армении и Турции являются чрезвычайно сложными "из-за наследия взаимного недоверия между двумя странами и народами, а также исторического багажа, от которого они не сумели освободиться». За всю постсоветскую историю Анкара и Ереван неоднократно предпринимали попытки дипломатической нормализации. Ближе всего стороны подошли к прорыву в Цюрихе, подписав в 2009 году после серии переговорных раундов двусторонние протоколы. Но дальше процесс не пошел, ратификация не состоялась. И главной причиной этому стала невозможность отделить проблемы исторического прошлого от актуальных этнополитических сюжетов, среди которых на первом месте была (да и сейчас остается) проблема Карабаха.
В 2020 году статус-кво резко изменился. И если до этого Турция выдвигала в качестве предусловия деоккупацию азербайджанских земель, то сегодня она фактически ставит сам процесс нормализации в зависимость от того, как будет идти диалог Еревана и Баку. Но трехсторонние переговоры в Москве 11 января показали, что таковой возможен разве что при внешнем посредничестве. Турции важно после прошлогодних событий всячески демонстрировать свое участие в кавказских делах. Она не противопоставляет себя открыто России и подчеркивает готовность к кооперации с Москвой. Но Армению, похоже, Анкара по-прежнему рассматривает, как главный объект для своей жесткой критики. Вопрос, ограничится ли она карабахской тематикой пока остается открытым", - резюмирует Сергей Маркедонов.