Под воздействием сразу нескольких шоков – пандемии коронавируса, поражения в карабахской войне и вызванного ими внутриполитического кризиса – экономика Армении в конце 2020 года оказалась на краю пропасти. Финансовая система из-за политической неопределенности трещит по швам.
Экономическая активность ушла в глубокий минус – спад по итогам 11 месяцев 2020 года составил 7,2% годовых. При этом в ноябре текущего года показатель экономической активности по сравнению с ноябрем прошлого года снизился на 10,3%. На этом фоне национальная валюта девальвировала более чем на 10%, несмотря на денежные интервенции Центробанка.
Сфера строительства по итогам 11 месяцев текущего года «упала» на 11,2%, оборот торговли сократился на 13,5%, объем услуг - на 13,6%, объем промышленной продукции - на 0,2%. Резко сократились также: внешний товарооборот - на 12,4% , экспорт - на 5,2%, импорт - на 15,9%. Ухудшение экономической ситуации приводит к сокращению налоговых поступлений в госбюджет, что уже наблюдается. А это значит, что государство будет вынуждено повышать долговую нагрузку на граждан, сокращать капитальные расходы, что уже заложено в госбюджете 2021 года.
Инвестиционный голод
Впервые за долгие годы в Армении нарушены нормы бюджетирования – размеры дефицита превышают капитальные расходы. Дефицит бюджета на будущий год запланирован до 342 млрд драмов (около 700 млн долларов, что составляет около 18,5% самого госбюджета), тогда как капитальные расходы составляют 215 млрд драмов (свыше 400 млн долларов). На самом деле должно быть наоборот, особенно после проигранной войны, когда в ближайшем будущем не стоит ожидать существенных прямых иностранных инвестиций.
«В поствоенной стране, наивно ожидать прямых иностранных инвестиций. Более того, неопределенность, существующая угроза безопасности может отпугнуть даже действующих инвесторов, часть которых, не исключено, что захочет вывести свой капитал из Армении», - сказал в беседе с VERELQ директор консалтинговой компаний «Америя» Тигран Джрбашян.
Риски, связанные с безопасностью, доминирующая в стране политическая неопределенность, ухудшение экономической ситуации и отток капитала, по его оценке, могут спровоцировать новую волну миграции из Армении. Это может произойти после пандемии коронавируса.
Между тем в кризисных ситуациях, когда даже государство сокращает свои инвестиции, а это показатель уровня доверия к своей экономической среде, трудно убедить даже внутренних инвесторов «раскошеливаться». Инвестиционный голод будет усиливаться. То есть, зачатки ослабления экономического потенциала заложены в госбюджете послевоенной Армении.
В условиях же политической неопределенности и сверхосторожного поведения бизнеса, по оценкам экспертов, экономика идет на жесткое проседание. На эти риски национальная валюта «отвечает» обесцениванием. В ближайшие годы Армения продолжит ощущать афтершоки этого кризиса.
«В Армении пока не осознали всю глубину экономического кризиса, в котором оказалась страна», - считает Джрбашян, по словам которого, помимо годовых показателей по спаду экономики, импорта и экспорта, страна в среднесрочной перспективе ввергнута в пучину экономического кризиса. Выход по его словам, есть, но для этого необходимо пересмотреть экономическую политику и видения Армении относительно своего будущего в целом.
Убыль экономически активного населения
Ожидающиеся в будущем вызовы, по его оценке, намного серьезные, чем можно представить. В Армении, по его словам, наблюдается резкое сокращение количества людей на рынке труда, что является прямым вызовом для экономики и социальной сферы.
Помимо того, что сокращается количество молодых людей из-за снижения рождаемости, вследствие войны убыль населения усилилась. По предварительным расчётам, во второй карабахской войне людские потери армянской стороны превысили 4 тыс. человек. Около 2,5 тыс. человек навсегда останутся инвалидами. Война не только ускорила убыль экономически активного населения страны, но и повысила нагрузку для ее социальной системы. Парламент на законодательном уровне уже существенно повысил выплаты граждан в Фонд страхования жизни военнослужащих. По сути, имеем дело с повышением налогов.
Параллельно сокращению количества молодых людей резко увеличится численность пенсионеров уже в 2023 году, отмечает Джрбашян. «Это серьезный вызов для нашей социальной системы. Бюджет ощутит серьёзнейший дефицит», - прогнозирует он.
Демографические проблемы, по его оценке, создадут кризис также в образовательной системе. «В вузах уже ощущается недобор количества студентов. В будущем вузы в целях привлечения студентов будут продолжать снижать планку необходимых балов для поступления. А это будет делаться за счет качества образования», - считает он.
Слова Джрбашяна подтверждаются статистикой. Если в 2015 году лишь 30% закончивших школу юношей поступали в вузы, то в 2019 году эта цифра возросла до 57%. При этом объёмы недобора студентов в вузах не снижаются. «То есть, фильтры для входа в систему высшего образования облегчаются, что приведет к кризису», - отмечает наш собеседник.
Угроза безопасности не снята
Экс вице-премьер Армении Ваче Габриелян считает, что в 2021 году перед страной будут стоять вопросы военной и экономической безопасности.
«После поражения в карабахской войне и сдачи Азербайджану территорий вокруг Карабаха, азербайджанские ВС оказались на юго-западной границе Армении. Это серьезная угроза для основной дороги, связывающий Ереван с Сюникской областью, а дальше с Ираном. В связи со спецификой географии, местами это дорога оказывается под прямым контролем азербайджанских ВС. То есть, правительству есть чем заниматься в ближайшие несколько лет – это полная реконструкция инфраструктур на западе страны, обеспечение их безопасности и переформатирование сельского хозяйства на месте, поскольку просторные долины, которые служили пастбищем для скота местных фермеров, уже перешли под контроль Азербайджана», - поясняет он в беседе с VERELQ.
Правительство, на его взгляд, должно в оперативном порядке решать эти проблемы. В противном случае приграничные села Сюника окажутся под серьезной угрозой опустошения. Большая часть Карабаха уже потеряна по итогам войны, угроза плотно подошла к Сюникской области Армении.
Помимо этого, по словам Габриеляна, правительство Армении должно компенсировать хотя бы часть потерь предпринимателей, которые осуществляли инвестиции на территориях, перешедших под контроль азербайджанских ВС.
Экс вице-премьер точных цифр не назвал, однако согласно источникам VERELQ в правительстве и банковской сфере, лишь потери коммерческих банков составили свыше 200 млн долларов в виде кредитных инвестиций.
По данным же офиса омбудсмена Карабаха в результате военных действий ущерб был нанесен 15 тыс. квартирам, свыше 3 тыс. объектам гражданских инфраструктур, 2 500 транспортным средствам. По разным экспертным оценкам, экономический ущерб Арцаху оценивается в $2 млрд, что в несколько раз превышает годовой объем ВВП Арцаха.
«Правительство должно помочь потерявшим свои инвестиции в Карабахе бизнесменам, чтобы они оставались на плаву. Это серьезный вызов», - считает Ваче Габриелян.
Между тем он отмечает, что действующее правительство под руководством Никола Пашиняна не в состоянии решать эти задачи. «Проблема объективная и она заключается в том, что даже если действующая власть выступит с самой позитивной повесткой, крайне ожесточенный политический дискурс будет выталкивать ее из себя. Это лишь усилит внутреннюю поляризацию и неопределённость», - пояснил он.
«Мы оказались в идеальном шторме, все слагаемые для этого наличествуют у нас», - согласился с Габриеляном Тигран Джрбашян. В настоящее время, по его словам, нет таких отраслей, где «мы не столкнемся с серьезным кризисом в ближайшем будущем».
Аршалуйс Мгдесян