Почему парламентское большинство не захотело обсуждать правомерность трехстороннего заявления по Арцаху? Чего требует оппозиция, и почему протестные силы бойкотирую заседания НС? В чем причина “насыщенной” повестки дня парламента? И кто из правящего большинства готов отправить премьера в отставку?
VERELQ представляет наиболее интересные события уходящей парламентской недели.
Парламент или все же сельский клуб?
Невзирая на постоянные призывы представителей властей о необходимости смотреть вперед, думать о будущем страны и обеспечивать обычный режим работы государственных институтов реальных шагов в этом направлении, как минимум на уровне Национального Собрания, не предпринимается. Работа НС, как законодательного органа, практически остановилась. Один из важнейших институтов парламентского государства низведен до уровня сельского клуба, куда приходят на других посмотреть и себя показать.
Если в период активных военных действий парламент просто проявлял пассивность, то после подписания злополучного трехстороннего заявления по Арцаху работа законодательного органа и вовсе парализовалась. Профильные комиссии не смогли обеспечить работу из-за отсутствия кворума, а те, кто смог обеспечить кворум, перенесли рассмотрение практически всех законопроектов на два месяца. В итоге обсуждения повестки дня текущей сессии продлились мучительно долго. Для того, чтобы сформировать повестку сессии депутатам пришлось по отдельности голосовать по 12 законопроектам, которые не были рассмотрены профильными комиссиями. Ну а в повестку дня четырехдневных заседаний было внесено всего два вопроса – проект госбюджета и письмо-соглашение по вопросу о продлении взносов по кредитным соглашениям.
Мучительные же обсуждения повестки были связаны отнюдь не со стремлением депутатов разобраться в сути предложенных законопроектов, а с многочисленными политическими заявлениями. В лучших традициях парламента седьмого созыва политический диспут сопровождался взаимными упреками и оскорблениями, по итогам которых оппозиция бойкотировала голосования по утверждению повестки, а после заявила о своем намерении бойкотировать заседание. В результате основной финансовый документ государства был обсужден и принят правящей фракцией единолично. Похоже для этого созыва НС стало уже привычным обсуждать и принимать важные решения – от бюджета до конституционных реформ, в условиях бойкота протестных сил.
“Сельский шарм” действующему парламенту придает и полное нежелание парламентского большинства обсуждать важные и волнующие общественность вопросы. На предложения оппозиции рассмотреть и обсудить правомерность вызвавшего общественные волнения трехстороннего заявления по Арцаху, или обсудить целесообразность сохранения режима ВП, парламентское большинство лишь многозначительно указывает на правительство, дескать «они владеют информацией, они лучше знают, что делать».
Жираф большой – ему видней
Насколько хорошо владеет ситуацией правительство и насколько хорошо осознает, что делать наглядно продемонстрировали результаты как военных действий, так и борьбы с коронавирусом. Однако создается впечатление, что парламентское большинство это ничуть не смущает. Между тем у оппозиции накопились вопросы и претензии к исполнительной власти.
Главы фракции “Светлая Армения” Эдмон Марукян, в частности, поднял вопрос предоставления азербайджанской стороне дорожного коридора в Нахиджеван. Он отметил, что ходят активные разговоры о том, что дорожный коридор, ведущий из Азербайджана в Нахиджеван, будет построен в виде эстакады, где будут установлены азербайджанские и турецкие флаги; и необходимо обсудить и выяснить действительно ли предусмотрено подобное. Более того, продолжил Марукян, непонятно за чей счет будет построена дорога.
Он уверен, что Национальное Собрание Армении может начать обсуждение вопроса о невыполнении или пересмотре части положений заявления, в связи с тем, что азербайджанская сторона захватила в плен 10 граждан Армении. “Тут возникает справедливый вопрос, вправе ли Национальное Собрание в свете нарушения азербайджанской стороной договоренностей обсудить возможность ответного невыполнения договоренности, предположим по части сдачи Кельбаджарского коридора? Можем ли мы это обсудить?” – задался вопросом Марукян.
В ответ, вице-спикер НС Лена Назарян отметила, что все вопросы, связанные с подписанным документом, могли быть обсуждены в рамках инициированной премьером встречи с фракциями НС, в которой оппозиционные силы не захотели принимать участия.
Представители другой оппозиционной силы парламента – “Процветающей Армении”, были более категоричны.
Член фракции Микаел Мелкумян отметил, верховный главнокомандующий Армении в лице премьер-министра Никола Пашиняна не владел и владеет ситуацией, а значит не должен занимать этот пост. Потерпевший поражение руководитель, не может вести переговоров, не может достойно представлять интересы армянской стороны. Иной повестки дня кроме отставки в парламенте быть не может, уверен он.
По оценкам Наиры Зограбян, у действующего парламента осталась лишь одна историческая миссия – остановить Никола Пашиняна, пока он не довел страну до полного краха. Депутат подчеркнула, что Пашинян должен быть отстранен от власти.
А вот вице-спикер Лена Назарян, естественно, придерживается иной точки зрения. Она уверена, что премьер должен оставаться у власти, поскольку является “обеспечивающим стабильность фактором”. В качестве обоснования вице-спикер, что лишь благодаря усилиям премьера не произошло стычки между участниками митинга оппозиции и участниками акции в поддержку правительства.
Военные действия прекращены, в зону конфликта введены миротворцы, посему сохранение режима военного положения носит искусственный характер и призвано обеспечить обслуживание интересов действующей власти, - заявила член фракции “Процветающая Армения” Ивета Тоноян.
Но и тут у вице-спикера оказалась альтернативная точка зрения. Лена Назарян не видит основ для отмены военного положения в стране. «Мы приняли решение об объявлении ВП на основании обращения правительства. На данный момент мы не получали от правительства какого-либо сигнала о том, что необходимости в отмене военного положения нет», - заявила Назарян. Она добавила, что с учетом этого обстоятельства правящий блок против отмены ВП.
17 ноября, парламентская оппозиция вновь инициировала сбор подписей для созыва внеочередного заседания. Однако из-за позиции парламентского большинства заседания Совета НС не состоялось. Тем самым, кворум не был обеспечен и заседание Совета не состоялось, соответственно возможности созыва внеочередного заседания и обсуждения вопроса об отмене ВП не было предоставлено.
Но останавливаться на этом протестные силы не стали. 19 ноября назначение внеочередки удалось обеспечить. “В соответствии со ст. 100 Конституции Армении и ст. 41 конституционного закона “О регламенте НС” по инициативе депутатов 26 ноября в 11:00 будет созвано внеочередное заседание. В повестке дня один вопрос – проект решения НС об отмене режима военного положения”, - отмечается в сообщении пресс-службы НС. Соответствующий проект решения НС представила фракция “Светлая Армения”.
Для отмены ВП созыва внеочередки, естественно, недостаточно, необходимо обеспечить кворум для проведения заседания. Самостоятельно кворум обеспечить парламентская оппозиция не может, посему если правящий блок примет политическое решение бойкотировать заседание, инициатива провалится.
Междусобойчик или параллельная реальность
За прошедшую неделю премьер-министр Армении дважды выступал в парламенте; Один раз в рамках инициированной им же встречи с фракциями, которую бойкотировала оппозиция; второй раз – в рамках правительственного часа в парламенте, который оппозиция также бойкотировала.
Депутат от фракции “Светлая Армения” Ани Самсонян назвала выступления премьера в парламенте самообманом. “Лишенная доверия и легитимности власть сама задает вопросы и сама же на них отвечает. Вы ведь понимаете, что за стенами парламента вы более не существуете, а в зале заседаний Национального Собрания заняты самообманом”, - написала она на своей страничке в социальной сети Facebook.
Между тем Пашинян воспользовался трибуной парламента, чтобы представить и попытаться оправдать подписание трехстороннего заявления по Арцаху, которое вызвало волну протеста.
Суть обоснований премьера сводилась к следующему:
1. Армянская сторона была в состоянии довольно успешно противостоять Азербайджану, однако азербайджанской стороне оказала помощь Турция и были привлечены наемники-террористы.
2. Для предотвращения войны была только одна возможность – Армения должна была дать согласие на формулу “Территории взамен на мир”.
3. Армения ошибалась, полагая, что сможет бесконечно тянуть время
4. Сценарии “недопущение войны” и “ни пяди земли” – взаимоисключающие сценарии.
Невзирая на “междусобойчик” неудобных вопросов Пашиняну избежать не удалось. Депутат от правящего блока “Мой шаг” Софья Овсепян призвала премьера «не использовать риторики, которая может привести к деструктивным процессам». Она также поинтересовалась: «Когда мы примем действенные меры, чтобы то будущее, о котором Вы говорите, смогли увидеть и граждане, и депутаты. Потому что пока я его не вижу».
В свою очередь, независимый депутат Арман Бабаджанян отметил, что для выведения страны из кризиса премьер-министр должен предложить “дорожную карту”, последним пунктом которой должны стать внеочередные парламентские выборы и его отставка. Несколькими днями позже, Пашинян представил “дорожную карту” по выведению страны из кризиса, в которой, однако, не было ни слова ни об отставке, ни о досрочных выборах.
За исключением парочки “неудобных” моментов, выступления премьера проходили гладко. Ну а потом верные соратники Пашиняна поддерживали действия своего лидера, как могли. Член фракции “Мой шаг”, глава комиссии НС по внешним отношениям Рубен Рубинян отметил, что в ходе военных действий против Арцаха не было возможности остановить войну на более благоприятных условиях.
Глава фракции “Мой шаг” Лилит Макунц добавила: «Трехстороннее заявление – это документ о прекращении огня. Это означает, что мы все еще находимся в шатком положении. Это означает, что нам необходима стабильность, что мы вместе должны приложить все усилия и попытаться найти совместные решения».
Депутат отметила, что должны быть поставлены конкретные цели и пути их достижения, не исключая также политические изменения. Однако на данном этапе руководство страны ведет очень важные переговоры, протекают процессы, которые крайне важны для Арцаха.
Член фракции “Мой шаг” Амазасп Даниелян отметил, что сегодня многие ищут виноватых, говоря об упущенной возможности недопущении войны, забывая при этом, что о сделанном в день объявления ВП заявлении премьер-министра Никола Пашиняна. “Он заявил, что есть возможность остановить войну в тот же день и назвал цену. Тогда все фракции единогласно отвергли эту возможность”, - заявил депутат.
Между тем, парламентская оппозиция в лице ПСА уверена, что трехстороннее заявление по Арцаху считается военно-политическим документом, а посему должно было пройти процедуру ратификации в парламенте.
Глава фракции «Светлая Армения» Эдмон Марукян заявил, что документ содержит ряд проблем, связанных с сохранением территориальной целостности самой Армении. Он добавил, что армянская сторона в реальности предоставляет азербайджанской стороне «суверенный коридор» и не один.
В свою очередь, член ПСА Тарон Симонян отметил, что документ противоречит нормам международного права, продолжил Симонян. «Этот документ противоречит не только нашему национальному законодательству, но и нормам международного права. Этим заявлением фактически оправдываются этнические чистки», - заявил он.
Симонян отметил, что документ был подписан в условиях непосредственной угрозы со стороны противника. Однако в ст. 51 Венской конвенции о международных договорах, часть которой является как Армения, так и Азербайджан, отмечается, что подписанные в подобных условиях договора недействительны.
Кто в правящей силе выступает за отставку Пашиняна?
Действия премьера и его обоснования удовлетворяют отнюдь не всех в рядах правящего блока. Неделя началась с заявлений трех депутатов, объявивших о своем намерении сложить мандат либо выйти из состава фракции.
В частности, депутат Тагуи Товмасян объявила о намерении покинуть ряды фракции. Депутат отметила, что этим шагом выразила свой протест в связи с подписанным документом, о котором узнала, как и многие в стране, из СМИ. Товмасян подчеркнула, что уже подала соответствующее заявление, и заверила, что не обслуживает повестки дня какого-либо политического движения.
Депутат Гаяне Абрамян, которая до начала войны намеревалась сложить мандат, извинилась у граждан за ошибки и объявила о завершении своей работы в статусе депутата.
Третьей об уходе о сложении мандата заявила депутат Лусине Бадалян. Она призналась, что намеревалась сделать это еще в день подписания заявления, но в свете избиения спикера парламента Арарата Мирзояна решила повременить. Однако агрессивное выступление премьера в прямом эфире, которое было расценено, как прямой призыв к насилию, стало последней каплей.
По данным СМИ в настоящее время очень многие во фракции “Мой шаг” разочарованы в действующем премьере.
Как пишет газета “Иратес”: «По вопросу отставки премьера во фракции есть серьезные противоречия. Один из депутатов, в беседе с “Иратес” отметил: “Конечно же он должен уйти. Чего ему оставаться? Где это видано, чтобы проигравший войну руководитель продолжал оставаться у власти? И вообще мы далеко не всегда согласны с происходящим, просто не хотим вести страну по пути потрясений и делать резкие заявления».
Ссылаясь на источник издание отмечает, что за отставку Пашиняна выступает 80% фракции. На вопрос, что мешает фракции предпринять соответствующие шаги, источник отмечает: «В первую очередь стремление избежать обнародования внутренних противоречий в нашей команде. Глава комиссии по внешним отношениям НС Рубен Рубинян и вице-спикер Лена Назарян, к примеру, уверены в том, что Пашинян должен оставаться у власти. Также есть вопросы безопасности, мы видим исходящую от Турции опасность, думаем, пусть страсти немного улягутся, подумаем, как быть дальше».
В качестве возможных преемников Пашиняна депутат назвал вице-премьера Тиграна Авиняна и министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна.
Нана Ваграмян