25.11.2024
Никол Пашинян отправляется в Арцах
prev Предыдущие новости

Интеграционный процесс в рамках ЕАЭС обретает более интенсивный характер - Манасерян

Показатель экономической активности Армении в январе-июне 2020 года зарегистрировал спад на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом в июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года спад составил 7,5%, а по сравнению с маем 2020 года показатель экономической активности, наоборот, вырос на 14,8%. Об этом в ходе онлайн пресс-конференции, организованной Евразийским экспертным клубом, заявил руководитель Исследовательского центра «Альтернатива» Татул Манасерян, представляя доклад «Экономика Армении в первом полугодии 2020г. в контексте членства страны в ЕАЭС».

Он представил основные данные за январь-июнь текущего года: так, объем производства промышленной продукции составил примерно 895 952.1 млн драмов, увеличившись на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом в июне 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатель снизился на 2,4%, а в июне по сравнению с маем 2020 года увеличился на 6,3%. Рост за полугодие также зарегистрировала сельскохозяйственная сфера, объем производства в которой за январь-июнь 2020 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,7% и составил 239 967.3 млн. драмов. В остальных сферах, по итогам полугодия зарегистрирован спад, хотя в месячном разрезе они все показали рост.


"Таким образом объем сферы услуг (без учета торговли) за январь-июнь 2020 года составил 585 439.2 млн драмов (рост 0,1%), при этом в июне по отношению к маю показатель сократился на 11,2%, а в июне к июню 2019 года – на 15,9%.
Наибольший спад в полугодовом разрезе и при этом наиболее высокий рост в месячном разрезе зарегистрировала сфера строительства. Объем строительства за первое полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократился на 23,4% и составил 105 779.6 млн. драмов, при этом по сравнению с маем в июне рост сферы составил 21,6%, а по сравнению с июнем 2019 года – также отмечается спад на 23,3%. Оборот внутренней торговли за январь-июнь 2020 года составил 1 262 458.8 млн. драмов (спад 11,1%), при этом по сравнению с предыдущим месяцем показатель вырос на 14,3%, а в июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года сократился на 12,4%",- представил он.

Манасерян отметил, что большой спад зафиксирован в секторе частных трансфертов в Армению - за первое полугодие этот показатель снизился на 30,5%. 

"Согласно официальным данным, рост ВВП Армении в первом квартале 2020 года составил 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигнув в абсолютном показателе 1 трлн. 241 млрд. драмов. Согласно новому прогнозу ЦБ, рост экономики в 2020 году составит минус 4%, против более раннего прогноза в 0,7% роста. При этом по более ранним прогнозам ЦБ предполагал, что экономический рост в основном, восстановится в 2021 году, составив 7,2%. В то же время, Международное рейтинговое агентство FitchRatings пересмотрело прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента (РДЭ) Армении со «Стабильного» на «Негативный» и подтвердило РДЭ (Long-termIssuerDefaultRating — IDR) на уровне «BB-» (в ноябре 2019 года Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Армении до уровня «BB-» с «B+», с прогнозом «Стабильный»). Предполагается, что Армения продолжит испытывать широкую социальную и политическую стабильность и что в конфликте с Азербайджаном по Нагорному Карабаху не будет его продолжительной эскалации до уровня, который мог бы повлиять на экономическую и финансовую стабильность. Ожидается, что макроэкономические показатели будут соответствовать прогнозам по глобальной экономике",- заявил Манасерян.

В целом, продолжил он, сократились объёмы внешней торговли как по экспорту, так и по импорту. Однако экспорт продукции в страны ЕАЭС, особенно в Россию, продолжает расти. Сокращение импорта, как известно, существенно снижает уровень государственных доходов, так как экономика страны остается импорто-ориентированной, таможенные пошлины взимаются только с импорта, а экспорт полностью освобожден от пошлин (импорт превышает экспорт почти в раза). В сложных условиях эти убытки частично компенисруются попытками повышения эффективности и прозрачности налоговых органами Армении.


"За 7 месяцев 2020 года в бюджет было восстановлено 1,64 млрд. драмов, против 1,41 млрд. драмов за аналогичный период 2019 года. За 7 месяцев 2020 года в КГД было возбуждено 285 уголовных дел, по которым размер ущерба государству составил 13,7 млрд. драмов, против 175 уголовных дел с ущербом в 11,9 млрд. драмов за аналогичный период 2019 года. Также активно проводится работа по проверке достоверности данных по ценам на импортируемые из ЕАЭС товары. После регистрации на их имя начинают совершать импорт товаров из стран ЕАЭС, продовольствие, товары первой необходимости, пользуясь законом не представляют налоговых деклараций и не выплачивают налоги за счет создания преднамеренных признаков неплатежеспособности организации. Все это свидетельствует о том, что государственные контролирующие и регулирующие органы стран стали эффективно сотрудничать в борьбе со многими негативными явлениями и угрозами экономической безопасности",- подчеркнул Татул Манасерян.

Экономист напомнил, что, принимая во внимание всю остроту стоящих перед нашими странами экономических угроз, премьер-министр Армении предложил создать Доктрину продовольственной безопасности ЕАЭС, отметив, что проблемы продовольственной безопасности ЕАЭС всегда были в центре внимания союза, и в рамках ЕАЭС уже была проведена определенная предварительная работа в этом направлении. И в Стратегии 2025 достигнута договоренность разработать общие принципы и подходы к продовольственной безопасности стран ЕАЭС. Однако в условиях пандемии  решение данной проблемы приобрело особую актуальность. Поэтому, напомнил он, премьер Армении предложил поручить Комиссии ЕЭК совместно со странами разработать и представить Доктрину или Концепцию продовольственной безопасности ЕАЭС.

Манасерян обратил внимание на один немаловажный факт - в настоящее время Армения, как и Беларусь и Киргизия опирается на реальный сектор экономики так как в стране нет запасов, например, углеводородов, как у Казахстана и России, следовательно главной движущей силой национальных хозяйств стран-членов является региональная экономическая интеграция и эффективное сотрудничество государств. "В этом смысле имеются немалые проблемы. Среди них – вопросы с выполнением достигнутых договоренностей. Время от времени на разных встречах ЕАЭС обсуждаются возможности преодоления барьеров, что уже приводит к ощутимым результатам. Например, Армения, которая должна была устранить два барьера и успела это сделать в установленный срок. Одно решение уже вошло в силу, другое принято и войдет в силу в течение трех месяцев. Россия устранила два барьера из трех. Есть также около десятка барьеров, и в принципе восемь из них фактически устранены",- заметил Манасерян.


При этом он добавил, что нельзя анализировать экономическую ситуацию в стране в отрыве от социального и политического компонентов. 


"Несмотря на негативные последствия пандемии, а также другие объективные и субъективные факторы, влияющие на тенденции развития, в целом активизируется и обретает более интенсивный характер интеграционный процесс в рамках ЕАЭС, чему в немалой степени способствуют положительные ожидания и доверие жителей стран, образующих Евразийский экономический союз",- резюмировал экономист.