Референдум о конституционных поправках, о котором так долго говорили армянские власти, похоже, не состоится вовсе. В конце прошлой недели национальный парламент Армении принял во втором (оно же окончательное) чтении законопроект, который предполагает, что правительство может отменять всенародное голосование в случае введения ЧП или военного положения.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедовнов в телеграм-канала Bunin & Co.
«Режим чрезвычайного положения, введенный еще 16 марта, по-прежнему действует. И, скорее всего, после 13 июня (когда он должен истечь) он не будет отменен. Санитарно-эпидемиологическая ситуация в Армении развивается по негативному сценарию. Как следствие, эмоциональность и даже нервозность высших официальных лиц. Премьер-министр Армении на своем брифинге 6 июня назвал происходящее «движение в ад». Он также написал на своей странице в социальной сети фейсбук: «У нас в стране в настоящий момент (некоторые исследования показывают) есть больше 100 тыс. заразившихся коронавирусом». Насколько мотивированы такие выводы и на каких исследованиях основываются? Риторический вопрос. Но какой бы ответ на него ни был дан, сам премьер стал жертвой опасной инфекции», - пишет эксперт.
Маркедонов отмечает, что, возможно, Пашинян преувеличивает масштабы угрозы, поскольку склонен к эмоциональной риторике, не только по вопросам санитарно-эпидемиологического характера.
«Но при любом сценарии коронакризис стал для него и его кабинета самым сильным вызовом с момента прихода к власти. Точных оценок масштаба и будущего течения пандемии нет не только в Армении, но в мире. Но премьеру надо справляться с экономическими и политическими трудностями здесь и сейчас. Одной из проблем, уходящих корнями в докоронавирусную эпоху, был референдум о поправках в Конституцию. 5 апреля он не состоялся. Но к маю стало понятно, что его откладывание будет новым вызовом для Пашиняна, результат, на который рассчитывало правительство до введения ЧП не гарантирован. В итоге в недрах парламента появился проект, который в двух чтениях утвердили», - замечает Маркедонов.
По его словам, теперь Национальное собрание может отменять референдум при чрезвычайном положении.
«Ранее такой возможности у него не было. Более того, депутаты получают право провести ротацию судей Конституционного суда уже без вынесения этого вопроса на всенародное обсуждение и голосование. С учетом того, что парламентское большинство сегодня у объединения «Мой шаг», поддерживающего премьера, нет особых сомнений, что нужный правительству результат будет достигнут», - считает он.
Эксперт уверен, что тактически это бесспорная победа Пашиняна, и реально у оппонентов премьера сегодня недостаточно сил для противодействия отмене референдума, за который власти ратовали всего три месяца назад.
«Но в стратегическом плане успех премьера не очевиден. Он подчинит себе «третью власть», но тем самым создаст в перспективе больше недовольных своими действиями. Сценарий диктатуры в Армении маловероятен. Но если полная гомогенизация власти невозможно, то насколько необходимо жесткое устранение малейших признаков конкуренции во всех ветвях власти? Велик риск, что на следующих выборах сжимающаяся пружина разожмется не так, как того хотел бы премьер-министр», - резюмирует Сергей Маркедонов.