В Армении на сегодня есть биолаборатории, которые работают по американской оборонной «Биологической программе совместного участия» (CBEP). В августе 2010 года Армения заключила с министерством обороны США соглашение «О сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий производства патогенов и испытания биологического оружия».
Таким образом, биосуверенитет, то есть независимость Армении в вопросах биобезопасности, американцами был куплен за 50 млн долларов. Одна из таких лабораторий находится в Ереване, речь идёт об инфекционной клинической больнице «Норк».
Больницу «Норк» возглавляет Мгер Давидянц — инфекционист по образованию, по специализации и опыту работы — эпидемиолог. Он сын известного эпидемиолога, кандидата медицинских наук, доктора биологических наук, профессора, почетного доктора Российской академии медицинских наук Владимира Давидянца.
Сегодня армянские медиаресурсы и СМИ сделали из Мгера Давидянца героем, который на своём посту день и ночь борется коронавирусом и спасает жизни людей.
Однако личные и моральные качества Давидянца оставляют желать лучшего.
Например, в селе Алапар Котайской области 26 марта скончалась 59-летняя женщина от односторонней пневмонии. Когда женщина только-только заболела, она была доставлена как раз в инфекционную больницу «Норк».
Когда журналисты из Армении предприняли попытку разузнать подробности случившейся трагедии, то больница, Минздрав Армении и лично директор инфекционной больницы «Норк» Мгер Давидянц закрылись от них. Давидянц и вовсе отказался комментировать историю и отключил свой телефон.
Подозрительное поведение директор Давидянца, чья организация глубоко вплетена в армяно-американские отношения по развитию в кавказской республике инфраструктуры биобезопасности.
Например, в сентябре 2019 года армянские специалисты участвовали в программе малых грантов США «Новые, возникающие и повторно возникающие инфекционные болезни».
Мгер Давидянц и его «Норк» участвовал в разработке проектного направления «Оценка системы эпидемиологического надзора за эхинококкозом». Отметим, что кистозный эхинококкоз человека и альвеококкоз представляют собой опасные для жизни искаженные зоонозные заболевания.
В числе проектов с его участием также направление «Оценка системы эпиднадзора за висцеральным лейшманиозом с использованием подхода «одно здоровье»». Висцеральный лейшманиоз – тропическое паразитарное заболевание, вызываемое облигатным внутриклеточным простейшим рода лейшманиоза, передаваемым укусом зараженных москитов.
Подобный проект рассматривался и в отношении болезни Лайма (боррелиоз) — опасной для жизни человека искаженной зоонозной болезни.
Больница «Норк» также участвовала в такой программе как «Внедрение системы эпидемиологического надзора за паразитарными заболеваниями крови (анаплазмоз, энтероз, бабезиоз) в Армении».
По ней предполагалось создать целую систему эпиднадзора за паразитарными заболеваниями крови в Армении.
Эта программа состоит из 5 компонентов:
1) определение случая (клиническая и лабораторная стандартизация)
2) регистрация случая (демографические характеристики, клинические данные, дата, лабораторные маркеры, потенциальный источник воспаления и факторы риска)
3) регулярное выявление случаев заболевания и сбор данных с помощью электронного программного обеспечения
4) эпидемиологический анализ (заболеваемость и распространенность) и специфические (затраты на лечение, сопутствующие заболевания и т. д.)
5) рекомендации для дальнейших действий (лечение, разработка национального руководства, образовательные программы).
«Норк» в подобном формате была также интересна лихорадка. Q-лихорадка является зоонозом заболеванием, вызванным «Coxiella burnetii», строго внутриклеточной грамотрицательной бактерией.
Как видим, участие в дорогостоящей кампании США по исследованию различного рода заболеваний, оснащение больницы за счет американских грантов не спасло больницу «Норк» от летальных случаев.
ИАЦ VERELQ