В 1918 году мир потряс самый массовый грипп за всю историю человечества, который позже стали называть «испанкой» H1N1. Пандемия «испанки» началась в январе 1918 года и длилась до 1920 года. По разным оценкам, число погибших во всем мире достигло 100 млн. Ввиду того, что участвующие в первой мировой войне государства не хотели деморализации своих армий, действовала жесткая цензура, но именно Испания первой подняла эту проблему невзирая на то, что первые заболевшие гриппом были зафиксированы в США. Об этом в своей статье пишет политолог, к.п.н. Сергей Вардазарян.
С начала 20 века, напоминает автор, было несколько волн эпидемий мирового масштаба. Кроме вышеупомянутой «испанки» 1918-1920гг., были зафиксированы массовые заражения в 1957 году - «Азиатский грипп», в 1968 году «Гонконгский грипп», атипичная пневмония- 2002-2003гг., птичий грипп H5N1 в 2003-2005гг., свиной грипп H1N1 в 2009 году.
"В 2019 году, в провинции Хубей в городе Ухань (Китай) разразился новый вирус неизвестного происхождения, которому дали название COVID 19. Начавшись в Китае, вирус начал охватывать все новые и новые государства. Из приграничных с Арменией государств первый очаг был зафиксирован в Иране. Проникнув в Армению число заболевших начало расти с геометрической прогрессией. К сожалению, по официальным данным уже больше 2500 заболевших, а число умерших от COVID 19 достигло 40 человек.
В сложившейся обстановке, правительство Армении приняло вынужденные меры и ввело режим ЧП с 16 марта 2020 года по 14 апреля 2020, который был продлен до 14 мая 2020 года. Ограничительные меры ввели и другие государства, такие как США, Китай, Италия, Грузия, Иран и др. Как эти меры скажутся на мировой экономике не может точно сказать ни один эксперт, однако понятно, что стагнации мировой экономики не избежать. Естественно, упадок мировой экономики скажется и на Армении.
Так ли страшен коронавирус, как его «малюют»? На данный момент от коронавируса скончались более 250 000 человек, а от сезонного гриппа – более 160 000 человек, больше 2.5 млн детей до 5 лет, больше 2.7 млн от рака и т.д. Если исходить из мировой статистики по смертности населения по разным причинам, коронавирус не стоит на первом месте, да и в тройку не входит. Однако, это не означает, что нужно пренебрегать вирусом COVID 19, тем более, что он постоянно мутирует. Необходимо только соблюдать личную гигиену, минимально выходить на улицу и общаться с людьми и быть социально ответственным, а при первых недугах обращаться к врачам.
Какие ошибки были допущены во время режима ЧП? Режим ЧП – это крайняя мера в экстренных ситуациях для мобилизации населения. Режим ЧП вводится, как правило, во время стихийных бедствий, пандемии, войны и т.д. Сама по себе эта мера является «радикальной», т.к. предполагает ограничение прав и свобод граждан. В случае с Арменией, в период борьбы с коронавирусом, проблемы состояли в следующем:
1. Не сразу были оценены и спрогнозированы специалистами масштабы эпидемии (для принятия системных и комплексных мер);
2. Режим ЧП массово нарушалось населением (более или менее соблюдалось в центре Еревана);
3. Государственный аппарат, уповая на процесс самоизоляции и гражданского самосознания населения, не принял изначально жестких мер до и во время режима ЧП (например, привлечение большего количества внутренних войск полиции, в случае необходимости, привлечение армии).
4. На первоначальном этапе не во всех больницах были тесты, защитные маски, защитная медицинская одежда, аппараты ИВЛ.
Государство не должно уповать на самосознание граждан, а должно жестко взять ситуацию в свои руки. Самосознание гражданина – это всего лишь вспомогательный инструмент. Приведу пример села Норашен Араратской области, который закрыли на карантин. Человек, находящийся в изоляции, попросил у комендатуры разрешения присутствовать на похоронах своего родственника. Комендатура удовлетворила просьбу и, в сопровождении полиции, гражданина доставили в родную деревню, где было большое скопление людей. После выяснилось, что он болен коронавирусом и заразил своих односельчан. Фактически, комендатура, руководствуясь гуманными соображениями, поставила себя в затруднительное положение.
Во время ЧП, выбирая между гуманизмом и жестким вертикальным управлением, однозначно следует выбирать второй путь, ибо результат от централизованного контроля будет лучше, чем от децентрализованного. Поэтому, во время критических ситуаций, государства с жестким вертикальным управлением мобилизуются раньше и реагируют на угрозы конструктивнее (например Китай)",- пишет автор.
По его словам, в новейшей истории Армении было не мало внутренних и внешних вызовов, которые, к сожалению, не всегда решались четко, оперативно и с максимальной пользой для государства и общества. Вардазарян напоминает о выборах 1996 года и о последовавших массовых митингах, о расстреле парламента Армении в 1999 год, о выборах 2008 года и дальнейших кровавых событиях, а также об апрельской войне 2016 года. Одной из наиважнейших проблем для Армении и общества, считает он, является отсутствие единой национальной идеологии.
"Армения и армяне должны четко знать и понимать, какое место занимают в мире, какова наша миссия в мире, что от нас хотят, что мы хотим, кто мы есть, какие угрозы существуют для Армении и Арцаха в среднесрочной и долгосрочной перспективе, каким образом должна развиваться страна и т.д. Ответив на все эти вопросы и, систематизировав работу нашего государственного аппарата, мы, как минимум увеличим наши активы и КПД. Ответы на все вышеупомянутые вопросы должны быть отражены в Конституции РА и в Стратегии национальной безопасности, которая не пересматривалась с 2007 года. В нашем динамично развивающемся мире, где люди и организации, представляющие угрозу человечеству развиваются очень быстро, мы обязаны принять комплексный документ, отвечающий на все стоящие перед Арменией мировые, региональные, локальные и внутриполитические угрозы.
Как государство, находящееся в стадии «ни войны, ни мира» с Азербайджаном, а также имея закрытую со стороны Турции границу, которая явно враждебно настроена к двум армянским республикам, позиция государства должна быть конкретной и четкой по жизненно важным вопросам, таким как: позиция Армении по Арцаху (с учетом в первую очередь мнения народа Арцаха), Геноцид армян в Османской Турции, внешняя и внутренняя политика. Например, если на улице остановить несколько человек и задать вопрос о позиции Армении в отношении арцахского вопроса или наши требования к Турции по вопросу Геноцида, получишь несколько разных ответов, что недопустимо.
Руководству государства следует обратить внимание на несколько стратегических направлений, которые будут бесперебойно работать в любых чрезвычайных условиях: обеспечение топливом (бензин, дизель), обеспечение население газом, продовольствием, ВПК и медицина.
В статье пандемия рассматривается не только с отрицательной, но и с положительной стороны. Ситуация с пандемией и меры по ее предотвращению показали, что мы не готовы в полной мере оперативно реагировать на глобальные и региональные угрозы. Невзирая на профессионализм и преданность своему делу врачей, существуют системные проблемы в сфере здравоохранения. Медицина – это сфера, которая должна быть под жестким контролем государства, даже если клиника частная. Кроме необходимой медицинской техники (для нормального функционирования мед. учреждения) необходимо создать банк медоборудования и препаратов, которые могут понадобиться в случае чрезвычайной ситуации. К сожалению, здравоохранение, где главврачи больниц являются маленькими «князьями» в руководимой ими организации, зачастую даже не идут на контакт с министерством здравоохранения, что на корню является антигосударственным шагом. Соответственно, государство должно взять под жесткий контроль сферу здравоохранения и систематично решать имеющиеся проблемы. Для решения проблем необходимо стимулировать инвестиции в сферу здравоохранения, не облагать налогами импорт новейшего оборудования, отправлять на переподготовку в лучшие мировые клиники наших врачей (если есть необходимость).
Локомотивом армянской экономики должны стать высокие технологии, сельское хозяйство и военно-промышленный комплекс (ВПК). За последние годы большое внимание государство обращает на IT сферу. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо обратить пристальное внимание и на медико-биологическую, и на физико-техническую сферы. Но самое главное, рассматривать все эти сферы в связке, в призме работы на ВПК, т.е. выполнять государственные заказы. В 20 – начале 21 вв. показателями мощи государства служили, в том числе, военные базы, дислоцированные не на своей территории (например, США, СССР/Россия). Однако за последние лет 10-15 подход нанесения экономического, политического и военного ущерба противнику трансформировался с нанесения военных ударов в нанесение ущерба путем распространения вирусов. Назревает момент, когда в международных отношениях и политологии можно смело употребить термин «биогеополитика».
К примеру, у США есть около 200 биолабораторий по всему миру и, конкретно, никто не знает, чем там занимаются и что исследуют? Многие эксперты склонны считать, что 21 век - век биологических и бактериологических войн. На данный момент, научные группы в сфере физики, биологи, специалисты IT сферы, в основном, работают на иностранных заказчиков. Необходимо создать консорциум, куда вошли бы стратегические объекты военно-промышленного назначения, научно-технические лаборатории, которые будут решать поставленные перед ними задачи. В деятельность консорциума могут быть вовлечены иностранные НИИ, если будет на то необходимость.
Именно данная координированная «цепь» может стать толчком не только по развитию ВПК, но и созданию новых НИИ и предприятий гражданской и военной направленности, что в свою очередь создаст новые рабочие места. Речь идет о Ереванском заводе математических машин (Мергеляновский институт), Чаренцавнаском станкостроительном заводе, заводе «Лазерная техника» и т.д.",- пишет Вардазарян.