Чем чревата публичная поддержка премьер-министра Армении Никола Пашиняна одного из кандидатов на выборах в Арцахе? Чем объясняется такой повышенный интерес к предстоящим выборам? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ отвечает управляющий партнер информационного агентства Eurasia Daily (Россия) Виген Акопян.
- В чем отличие предстоящих президентских выборов в Арцахе от предыдущих? Почему такой повышенный интерес к ним?
- Во-первых, интерес появляется там, где есть интрига. Сегодня некоторые комментаторы пытаются забежать вперед и называют имя фаворита гонки, однако, я думаю, что они рискуют угодить пальцем в небо.
В реальности мы наблюдаем довольно острую предвыборную кампанию. Уже проявились лидеры гонки - это, безусловно, глава МИД НКР Масис Маилян и экс-госминистр НКР Араик Арутюнян, а также аутсайдеры, имена которых называть не будем. Но явного фаворита я не вижу - интрига есть.
Во-вторых, повышенный интерес мотивирован тем, что по итогам выборов мы получим в Арцахе совершенно новую внутриполитическую реальность: нового президента, новый парламент и новый аппарат правительства. А учитывая тот факт, что недавно мы получили и "новую Армению", факт обновления двух армянских государств налицо. Причем вне зависимости друг от друга и совершенно разными путями: в Армении путем революции, в Арцахе - в рамках электорального процесса.
В-третьих, несмотря на то, что президент Азербайджана Ильхам Алиев оставляет за собой право считать, что на самоопределение в составе двух и более государств способны только тюрки, очевидно, в лице Армении и Арцаха мы, де-факто, имеем две различные политические и административные системы. Два сообщающихся друг с другом сосуда. При единой валюте и, фактически, единой армии, у Армении и Арцаха собственные законодательные базы и исполнительные вертикали власти. Более того, как показывает опыт, у Еревана и Степанакерта могут быть и различные позиции по тем или иным внешнеполитическим вопросам и даже национальным приоритетам в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Тем не менее, поскольку "сосуды" сообщаются, кардинальные изменения, которые произошли в Армении в виде "бархатной революции", не могли не отразиться на Арцахе, не могли не придать внутрикарабахским процессам новую динамику и даже новое содержание. Ведь, если до революции имени Пашиняна, сообщение и координация между руководствами Армении и Арцаха осуществлялось фактически внутри одной группы или клана, сейчас мы имеем разделение и на уровне элит. И сказать, что это плохо для Армении или для Карабаха - однозначно нельзя. Наоборот, может быть это и хорошо. Все зависит от ума и ответственности главных игроков - лидеров Армении и Арцаха, а также парламентских сил и общественного сектора.
В описанных условиях очень важно, кто выиграет эти выборы в Арцахе, и как будет выстроена новая система координации политики и работы с Ереваном.
- В прошлом практически всегда власти Армении хоть и не гласно, но поддерживали того или иного кандидата в президенты Арцаха. Сегодня действующие власти заявляют о своем невмешательстве, но чем громче они об этом заявляют, тем больше сомнений по данному поводу. Ваши наблюдения.
- Как я отметил выше, в предстоящих в Арцахе выборах сохраняется интрига. В прошлом прочные политические позиции выходцев из Карабаха и лидеров карабахского движения Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна в Ереване не давали повода никому сомневаться в том, что в Степанакерте будет избран президентом тот, на кого они поставят. Они и ставили. Точно так же, их ставленники в Степанакерте были уверены в незыблемости своих позиций в НКР до тех пор, пока в Ереване все под контролем. Но контроль был утерян, и данная логика нарушена.
В Ереване новая система, и мяч сейчас на карабахской половине поля. Здесь тоже неизбежно обновление. Конечно, в этой ситуации для Никола Пашиняна велик соблазн поддержать публично одного из кандидатов, но это - а) опасно и б) недальновидно. Опасно, потому что можно ошибиться, и в этом случае Пашинян получит серьезную линию раскола по линии Ереван-Степанакерт. Недальновидно, потому что подобное бесцеремонное вмешательство нанесет урон международному авторитету Еревана и ухудшит переговорные позиции Степанакерта.
- Чем чревата победа в Арцахе «не кандидата» Пашиняна?
- Если мы признаем, что у Пашиняна нет "своего" кандидата на выборах в Арцахе, во всяком случае, он публично не называл его имени, то кто является его "не кандидатом" мы знаем достоверно. Это Виталий Баласанян. Судя по оценкам экспертов, у него нет шансов на победу. Теоретически, возможен второй тур в президентской гонке, но и там соперниками будут Маилян и Арутюнян, которые, судя по всему, оба устраивают Никола Пашиняна.
Но даже если предположить, что Баласаняну удастся каким-то образом перехватить инициативу и выиграть выборы, я думаю, особых последствий для Еревана это не вызовет. Баласанян будет вынужден строить свою политику в отношениях с Арменией в конструктивном русле, чтобы не навредить самому Арцаху.
- В последнее время из Арцаха поступает информация о т.н. «радикально настроенных избирателях», были приводы в полицию. О чем может говорить выражение заведомого недовольства выборами, которые практически еще не состоялись?
- Я думаю, здесь дело не в "недовольстве выборами", а в желании спровоцировать некие процессы, чтобы их сорвать или пустить по иному сценарию. Когда есть интрига, страсти накаляются. А учитывая те, мягко говоря, некомфортные условия, в которых пребывают некоторые бывшие лидеры Карабаха в Ереване, можно сказать, что эмоции к выборам будут зашкаливать. От того, ухватятся ли бывшие правители Армении за власть в Карабахе руками Баласаняна или нет, зависит их дальнейший вес и влияние в международной политике. Потому что, если они теряют контроль над этой ключевой точкой своего влияния, они вылетают из системы "сообщающихся сосудов" в целом.
- Ваши прогнозы: кто из кандидатов победит на выборах?
- Рискуя попасть пальцем в небо, ставлю на Масиса Маиляна. Думаю, экономическое развитие Карабаха в текущей системе можно координировать и из Еревана, а вот политическую систему подменять или замещать весьма опасно. И с этой точки зрения тандем Масис Маилян - Самвел Бабаян выглядит более прочным и отвечающих вызовам времени с точки зрения своего политико-идеологического наполнения и внутреннего влияния.
Беседовала Анна Бегларян