Если бы не бархатная революция были бы потеряны не только буферные зоны, но и весь Арцах. Благодаря бархатной революции и Николу Пашиняну были сорваны переговоры на основе Мадридских принципов и процесс сдачи земель со стороны Сержа Саргсяна. Об этом говорится в заявлении экс-министра обороны Арцаха Самвела Бабаяна.
Таким образом Бабаян направляет месседж Пашиняну, предлагая последнему содействовать его выдвижению на посту президента Арцаха, устранив на этом пути все искусственные препятствия. Бабаян вновь обвиняет Сержа Саргсяна в готовности к уступкам в карабахском вопросе и таким образом наносит удар по тезису прежних властей о том, что Саргсян не сдавал земли, а Пашинян готов к этому.
Бабаян указывает, что как сейчас, так и раньше от армянской стороны требования идентичные – сдача 7 подконтрольных Арцаху районов (7 районов-Агдам, Физули, Джебраил, Зангелан, Кубатлу, Кельбаджар и Лачи) и возвращение азербайджанских беженцев.
Надо отметить, что Мадридские принципы противоречат интересам армянской стороны и приведут к опустошению Арцаха. 7 районов, которые также называют зоной безопасности, имеют стратегическое, жизненно важное значение для Арцаха и его народа.
Агдам находится всего в 30 км от Степанакерта. В ходе четырехдневной апрельской войны именно посредством танкового удара через Агдам на Степанакерт (марш бросок) азербайджанцы хотели разделить Карабах на две части, отрезав северные и южные районы и быстро добраться до Степанакерта танками.
Если азербайджанцы возвращаются в Агдам, то, как и во время первой карабахской войны, он превратится в укрепленную огневую позицию, откуда будет держаться под прямым артиллерийским ударом Степанакерт. В случае скопления танковых войск в Агдаме весь Аскеранский район и столица Степанакерт становятся легкой мишенью, поскольку в этой местности равнинный ландшафт, что позволяет широко применять бронетехнику, в том числе танки.
Приаракские районы важны с военной точки зрения - это тылы Гадрута, Шуши, Аскерана, и возвращение туда азербайджанцев превратит Нагорный Карабах в окруженный со всех сторон огнем анклавный коридор, находящийся в кольце, и в этом случае даже Лачинский коридор потеряет свою стратегическую значимость, даже если он будет оставлен за армянской стороной.
Коридор можно легко "отрезать" ударами артиллерии, постоянно держать дорогу под огнем снайперов.
Приаракские районы имеют также большое сельскохозяйственное и экономическое значение - они обеспечивают связь НКР с Ираном (после признания НКР Степанакерт сможет поддерживать сухопутную связь с Ираном), а также страхуют Сюникскую область РА, поскольку передача Кубатлу, Джебраила и других районов Азербайджану превратит Мегри, Капан и другие города в легкую мишень для азербайджанской артиллерии. И это на фоне того, что под прицелом Нахиджевана уже находятся Вайоцдзорская область и часть Сюника.
Что касается Кельбаджарского района, то говорить о его важности излишне – здесь сконцентрированы запасы питьевой воды, у этого района стратегическая позиция - отсюда можно малыми силами держать под контролем и Мартакерт, и Кашатаг, и Вайоц Дзор, и Гегаркуник и другие районы РА, в зависимости от того, какое оружие дальнего поражения будет применяться в случае передачи этого района Азербайджану.
По словам Бабаяна, Пашинян оказался в тупике. Если он продолжит переговорный процесс с полученной в наследство точки, то будет вынужден подписать условие о сдаче земель: с другой стороны, если он откажется от переговорного процесса - это будет означать отказ от достигнутой с Азербайджаном договоренности о сдаче земель, и это приведет к войне. Как первый, так и второй сценарии неприемлемы для армянского народа, особенно арцахцев.
Фактически, Бабаян констатирует, что карабахские переговоры зашли в тупик, и Пашинян оказался в цугцванге, когда любой шаг еще больше осложнит существующий статус-кво.
Бабаян призывает Пашиняна не уступать идти по пути укрепления государства, экономики и армии, чтобы исключить нападение со стороны Азербайджана.
"Настало время, наконец, понять, что Азербайджан откажется от мысли о возвращении земель только в том случае, когда будет уверен, что не победит в войне, когда мощь нашей армии будет неоспоримой реальностью", - заключил Бабаян.