Почему молчит президент Армении Армен Саркисян? После бархатной революции 2018 года это один из главных вопросов, звучащих в Армении на фоне тех или иных политических событий. Вопрос скорее риторический, так как даже если под давлением общества и политических деятелей Саркисян и высказывает какую-либо позицию по тому или иному вопросу, то все равно ни о чем. Исключением не стала и ситуация вокруг разработки Амулсарского рудника.
Ранее ливанская компания Elard опубликовала заключение экспертизы, которое свидетельствует, что добыча на Амулсарском золотом руднике не содержит неуправляемых рисков для окружающей среды. Результаты экспертизы раскололи не только общество Армении, но и команду Пашиняна – многие депутаты парламентской фракции «Мой шаг», некоторые члены правительства, а также общественные деятели, которые считаются сторонниками армянского премьер, призвали последнего не допустить разработку рудника, который угрожает экологической катастрофой не только близлежащим населенным пунктам, но и всей Армении в целом. Однако 19 августа Никол Пашинян заявил, что Амулсарский рудник может заработать, так как «экологическая оценка не выявила рисков для Джермука и озера Севан, а риски для окружающих рек минимальные и управляемые».
На этом фоне общество и активисты призвали президента Армении Саркисяна высказаться на сей счет и ответ вскоре был получен. Но он вызвал еще большую критику в адрес президента, чем если бы последний просто промолчал. На странице в Facebook аппарата президента Армении было опубликовано заявление, из которого гласило, что Армен Саркисян последовательно выступает за принятие таких политических решений, которые исходят из интересов государственности и армянского народа. Также напоминалось, что по Конституции президент неправомочен вмешиваться в работу других органов власти, но, тем не менее, он всегда готов помочь опытом и советом делу решения вопросов общенациональной и общегосударственной важности: «Мы должны приложить особые усилия, чтобы не навредить природе. У нас должна быть четкая программа деятельности по развитию как сферы экономики и туризма, так и экологии»,- цитировалось в объявлении одно из последних заявлений президента Саркисяна. Таким образом, президент отказался высказать четкую позицию по перспективе эксплуатации месторождения.
Пока активисты и общественность бушует из-за привычной уже инертной позиции президента, экспертные круги пожимают плечами –мол, а чего вы хотели? И действительно: в начале 2010-х годов Армен Саркисян имел непосредственное отношение к руднику через компанию Lydian International (зарегистрированная в Канаде компания, акционерами которой являются международные институты- ред.) и об этом признался еще в прошлом году, когда активисты обвинили его в заинтересованности в деятельности канадской компании в нашей стране. При этом, по заверениям самого президента, сейчас ни он, ни члены его семьи не имеют никаких финансовых интересов, связанных с Амулсарским золотым рудником.
«О компании Lydian несложно найти информацию в интернете. Пять лет назад я на протяжении нескольких месяцев был независимым членом совета директоров компании», - в 2018-м заявил Саркисян.
Но в недалеком 2013 году Армен Саркисян активно выступал за эксплуатацию рудника. В дебрях интернета можно найти его комментарий по этому амбициозному проекту: «Программа принесет много пользы Армении, обеспечит значительные инвестиции и прозрачную прибыль как акционерам, так и государству»,- в частности заявлял он.
Потом он пригласил принца Чарльза в Армению, а далее покинул совет директоров компании и был назначен послом Республики Армения в Великобритании. Вплоть до 2018 года, когда для операции «третий срок моего правления должен пройти гладко и без сюрпризов» экс-президент Серж Саргсян не вызвал его из Лондона и не сделал президентом страны.
Вообще, биография де-юре главы Армении больше связана с Западом и западными финансовыми структурами, нежели с Арменией.
Ранее мы писали о том, что долгие годы Армен Саркисян имел гражданство Великобритании и до его избрания на столь высокий пост, оппозиционная газета «Грапарак» направила запрос в управление Home Office-ի FOIRequests (Великобритания), чтобы уточнить имеет ли Саркисян британское гражданство. Через несколько дней в расположение редакции поступили документы фонда Eurasia House International (зарегистрированного в Англии и Уэльсе в 2002 году под номером 4 451 865 — ред.), учредителем которого является как раз четвертый президент Армении. Согласно официальным документам, Армен Саркисян до 2014 года был гражданином Великобритании. При этом в 2018 году на этот факт партия власти закрыла глаза, хотя в Конституции страны черным по белому написано, что для того, чтобы претендовать на должность главы государства, кандидат должен последние 6 лет быть гражданином только Армении.
Более того, стало известно, что сам фонд Eurasia House International просуществовал до 2015 года, а ежегодные отчеты подписывались именно Саркисяном. И в в 2011-2014 гг., в графе постоянное место жительства значится UNITED KINGDOM, а в графе гражданство — BRITISH. Таким образом очевидно, что вплоть до 2015 года Армен Саркисян имел двойное гражданство… но у Республиканской партии тогда были свои аргументы и о Конституции было попросту забыто.
Через месяц после его избрания Никол Пашинян совершил бархатную революцию и пришел к власти. Многие прогнозировали, что Саркисян долго не задержится на этом посту и новая власть сможет его «уговорить» уйти по хорошему. Но видимо у Пашиняна на его счет имелись свои планы. Моментом истины в их отношениях стала встреча тет-а-тет 27 апреля, в ходе которой Армен Саркисян представил будущему лидеру Армении справку о том, что он, якобы, не является гражданином Великобритании. Об этом заявил сам Пашинян. Больше эту справку никто не видел.
Более того, еще год назад VERELQ с официальным запросом обратилось в аппарат президента с целью выяснить показывал ли президент республики этот документ кому-либо, кроме Никола Пашиняна, собирается ли обнародовать его когда-либо и означает ли это нежелание обнародовать документ, что только Никол Пашинян является гарантом правдивости этой информации? Однако на наш запрос официальный ответ не получен до сих пор.
Так стоит ли ожидать, что позиция президента Армении по резонансным вопросам, коим является перспектива эксплуатации Амулсарского рудника или, например, ожидающаяся ратификация не менее скандальной Стамбульской конвенции будет отличаться от позиции Никола Пашиняна? Вопрос скорее риторический. С другой стороны, по слухам, муссируемым в Армении, Саркисян уже создал площадку для критики властей – именно ему приписывают финансирование новой партии "Одна Армения", которая с момента создания нещадно критикует Пашиняна и его политику. Правда лидер партии Артур Казинян при каждом случае заявляет, что у них нет никакой связи с Арменом Саркисяном, но Армения на то и маленькая страна, что в официальных признаниях не нуждается.
Лия Ходжоян