Стратегия национальной безопасности Армении должна быть пересмотрена, поскольку процессы на Большом Ближнем Востоке и Южном Кавказе диктуют необходимость разработки новой политики безопасности вокруг границ Армении и Арцаха.
Стратегия национальной безопасности Армении должна быть взаимосвязана со стратегиями безопасности России, Ирана и Китая.
Россия - стратегический союзник Армении в рамках ОДКБ и ЕАЭС, в РА дислоцирована 102-ая российская военная база, а армяно-турецкую и армяно-иранскую границы охраняют российские пограничники.
Турция со своей полумиллионной армией представляет угрозу национальной безопасности и территориальной целостности Армении, она может захватить Ереван за несколько часов, а открыв коридор из Нахичевана захватить Сюник и таким образом соединиться с Азербайджаном
В этом случае Турция также представляет угрозу национальной безопасности РФ, стремясь реализовать стратегию пантюркизма. При таком развитии ситуации РФ потеряет свои тюркоязычные регионы и мусульманский Северный Кавказ. Это экзистенциальная угроза российской государственности. В этих условиях стратегия национальной безопасности РА должна быть взаимосвязана с элементами национальной безопасности РФ, которые исключат продвижение Турции на Южный Кавказ, в Каспийский регион и Центральную Азиию.
Кроме того, армяно-иранские отношения должны подняться на качественно новый уровень - пантюркизм угрожает также Ирану, исходя из стратегии тандема Анкара-Баку по созданию большого Азербайджана.
Разрушение иранской государственности - мечта Анкары и бакинских пантюркистов, поскольку в этом случае северные районы Ирана присоединятся к Азербайджану или, получив автономию, станут воротами пантюркистов в Туран. Для того, чтобы не допустить этого, РА и Иран должны развивать энерго-транспортное сотрудничество, привлекая иранские инвестиции в Сюник, тем самым предотвращая эмиграцию из этой области, укрепляя юг Армении и север Ирана, где особенно активны сепаратистские настроения среди азербайджанского и курдского населения.
Для Ирана Армения является одним из важнейших элементов национальной безопасности, однако сейчас не используется весь потенциал отношений между двумя странами. Обе республики должны активизировать экономические связи и сотрудничество в оборонной сфере, невзирая на возможную негативную реакцию США и ЕС.
Что касается Китая, то передовая линия противостояния пантюркизму для Пекина проходит именно через армяно-турецкую границу. Анкара поддерживает сепаратизм уйгуров в Синьцзяне, и в этом плане для Пекина важно укрепление безопасности, военного потенциала и экономики Армении, как антитурецкого плацдарма.
Для Армении важно иметь стратегического союзника в лице Китая. Китай является сверхдержавой 21-го века, членом Совбеза ООН и страной с миллиардным рынком. Если Армения сможет выйти на китайский рынок и привлечь китайские инвестиции в экономику республики, то тандем Ереван-Пекин сможет противостоять тандему Анкара-Баку.
Четырехсторонний союз Армения-Россия-Иран-Китай позволит Еревану иметь союзников как вдоль своих границ, в лице Ирана, так и зонт безопасности в лице России и ее вооруженных сил. И нового мощного союзника в лице такой сверхдержавы, как Китай с его неограниченным рынком, инвестиционной базой и геополитическими интересами, направленными на предотвращение угрозы пантюркизма.