Причиной поражения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на воскресных выборах мэра Стамбула, равно как и любого стремления к политической власти, стал экономический кризис, пишет корреспондент газеты The New York Times по экономическим вопросам в Европе Питер Гудман.
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган в настоящее время расплачивается за свои попытки стимулировать экономику Турции посредством агрессивного заимствования. Его подход напоминает спортсмена, который достигает ошеломляющих результатов, используя запрещённые стимулирующие препараты», - отмечает Гудман.
«В течение последних двух лет инвесторы выводили свои деньги из Турции, опасаясь потерять потраченные ими деньги. В то же время, финансисты обеспокоены тем, что ошеломляющая сумма денег, заимствованных турецкими корпорациями, не будет полностью погашена, отметил журналист.
В свете этих опасений лира в прошлом году потеряла 28% по отношению к доллару США. И с тех пор турецкая национальная валюта подешевела ещё почти на 10%, что ещё больше затрудняет погашение кредитов.
Потребители и предприятия столкнулись высокой инфляцией — ежегодный рост цен составляет почти 19% — подскочившей в связи с растущей стоимостью импорта. Безработица увеличилась примерно до 15%»,- говорится в статье.
Гудман выразил серьёзную обеспокоенность тем, что строительные компании, получающие свои доходы в лирах, берут кредиты в долларах, вкладывая их в инфраструктурные проекты и рынок жилья. По словам журналиста, это опасное обстоятельство может привести к их банкротству.
Он также подчеркнул, что среднесрочный и долгосрочный долг Турции в иностранной валюте на конец прошлого года составлял 328 млрд долларов США, причём на долю частных компаний приходится около двух третей этой суммы. Долговая нагрузка, по сравнению с объёмом производства равна около 766 млрд долларов.
«Более серьёзная ситуация, которая в большей степени создаёт риск возникновения полноценного финансового кризиса, сложилась лишь в Аргентине.
Хотя победа кандидата от оппозиции Экрема Имамоглу на выборах в Стамбуле может являться выражением общей воли избирателей, а также их недовольства подавлением Эрдоганом демократических институтов, движущим фактором, превосходящим политические разногласия, является экономический спад», - сказал Гудман.