Смена власти в Армении в апреле 2018 г. вызвала большую эйфорию среди армянского общества. У граждан появилось ожидание скорых и фундаментальных перемен в стране и в их собственной жизни. Год спустя можно с уверенностью сказать, что эйфория спадает, а сверх ожидания постепенно трансформируются в разочарование. Об этом на пресс-конференции заявил эксперт клуба "Глас народа" Арман Гукасян.
Он отметил, что рейтинг премьера Никола Пашиняна остается высоким, хотя по сравнению с прошлым годом произошел явный спад - сегодня, судя по заявлениям большинства экспертов, Он стабилизировался на уровне 50-55 %. "Это довольно высокий показатель, который в то же время свидетельствует о возвращении граждан к оценке властей соразмерно их реальным достижениям, а не обещаниям",- сказал Гукасян.
По его словам, "бархатная революция" имела и позитивные последствия. Так, повысилась роль ряда политических институтов в стране, в частности Национального собрания. Выросла и требовательность граждан к органам власти. Соответственно, заметна и более прозрачная работа чиновников. Однако в политической сфере в Армении до сих пор существуют значительные риски. Основная проблема, по мнению эксперта, состоит в том, что нынешняя политическая система остается очень централизованной, она по-прежнему ориентирована на волю одного человека, которому подконтрольны все ключевые органы власти, и в первую очередь - силовые, и который имеет фактически карманное парламентское большинство. А такая система, в которой не создаются устойчивые политические институты, может вновь рухнуть, превратив революцию из единичного события в перманентное состояние армянского государства.
Что касается конкретных направлений деятельности правительства, Арман Гукасян считает, что пока сложно найти хотя бы одну сферу, где нынешнее правительство серьезным образом преуспело. "Официальные власти не имеют какого-либо системного взгляда на то, как можно было бы решить накопившиеся проблемы. Во многом в своей практической деятельности они движутся по инерции, ориентируясь на наработки еще прежних властей (например, что касается поддержки IT-сферы). Власти скорее оперируют популистскими лозунгами, нежели конкретными предложениями по изменению ситуации",- отметил он. Гукасян напомнил, что цены на основные продукты питания продолжают расти, а значимого повышения зарплат и пенсий пока не предвидится. А ведь прямо противоположного ожидала большая часть армянского общества, когда поддерживала "бархатную революцию" в апреле прошлого года.
"Правительство Армении так и не сумело, несмотря на большое количество встреч с потенциальными партнерами, улучшить инвестиционный климат в стране и привлечь более значительные, чем в прошлые годы, объемы инвестиций. Инвесторы сохраняют скептическое отношение к Армении как к стране с непредсказуемой политической системой. Создались тупиковые ситуации вокруг нескольких действующих инвестиционных проектов. Например, в 2018 году финансовые потоки из штата Нью-Джерси, где базируется компания-разработчик Амулсарского рудника "Лидиан", уменьшились на 38 млрд. драмов. Более того, компания "Лидиан" планирует подать в суд с целью возмещения своих убытков, так как с приходом новой власти работа данной компании была фактически заморожена решением правительства и протестами экологических активистов. В итоге, за последний год из страны была выведена денежная масса объемом около 1 млрд. долларов. Впервые денежные переводы из Армении в Россию превысили трансферты в обратном направлении на 3,8 млн. долларов, а это означает, что люди выводят свои капиталы из страны",- перечислил он.
Эксперт отметил, что эти настроения инвесторов напрямую отражаются и на показателях экономической активности: если в январе 2018 года темпы роста составили 11.6%, то в октябре он составил всего лишь 3%. В свою очередь, Всемирный банк и МВФ не разделяют заложенные в госбюджет прогнозы правительства по росту экономики на 2019 год в 4,9%. Согласно прогнозу ВБ, активность армянской экономики в текущем году замедлится до 4,3%. Прогноз МВФ на 0,2 процентных пункта выше - 4,5%.
Кроме того, вызывает беспокойство тот факт, что власти Армении увеличили внешний долг страны на 500 млн. долл. США. Таким образом, вешний долг уже составляет приблизительно 7 млрд. долл., и крайне неубедительны заявления правительства о том, что за счет выведения экономики из тени они смогут добиться хорошего макроэкономического показателя сочетания внешнего долга и ВВП. Вопрос, по его словам, состоит не столько в этом формальном показателе, сколько в абсолютных объемах внешней задолженности, учитывая небольшие объемы так же и реального объема ВВП.
"Более того, есть информация, что цена на газ для конечных потребителей будет повышена летом этого года и правительство намерено временно субсидировать домашние хозяйства с целью недопущения народных протестов",- заявил он.
Арман Гукасян отметил, что декларируемая "экономическая революция" пока означает не столько мощный экономический рост, сколько формирование большого премиального фонда для госчиновников, а также масштабные сокращения в бюджетном секторе. Правительство Армении ставит перед собой задачу наполнить бюджет, для чего выдвигаются новые инициативы по увеличению налогов на разные виды услуг. Ав рамках такой политики страдают люди, которые занимаются малым и средним бизнесом. Простые же граждане, вовлеченные в этот бизнес, не могут понять логики правительства, так как оно не может создать им рабочие места, но в то же время не дает условий для самостоятельной предпринимательской активности.
По словам эксперта, в сфере внешней торговли мы также имеем негативные тенденции. Так, в январе 2018 г. рост товарооборота составил 44,6% по сравнению с прошлым годом. Однако уже в октябре отмечался гораздо более скромный рост, составивший лишь 11,4%. Если говорить о борьбе с коррупцией, то мы видим, что она носит поверхностный преимущественно политических оппонентов нынешней власти. Коррупция на нижних и средних этажах власти продолжает оставаться ключевой проблемой для развития страны.
"Таким образом, год спустя после произошедшей революции, можем констатировать, что она, несмотря на высокие ожидания общественности, не принесла тех ожиданий в нашу жизнь, которые закладывались в ее основе",- резюмировал Гукасян.