Россия продолжает попытки интеграции постсоветских государств, в том числе в военной сфере. Об этом пишет "Независимая газета".
В статье отмечается, что после недавнего саммита глав государств (СГГ) СНГ в Душанбе в Ташкенте готовится очередное заседание Совета министров обороны (СМО) государств – участников Содружества. В проекте повестки дня СМО значится 20 вопросов. Главные из них – угрозы терроризма и обстановка в Центрально-Азиатском регионе.
"Военно-дипломатические источники сообщают, что по инициативе РФ и Белоруссии министры обороны в неформальной обстановке намерены обсудить и наметить пути коллективного разрешения замороженных конфликтов на территории бывшего СССР. Разговор на эту тему конфиденциально шел на полях саммита в Душанбе 28 сентября между президентом Белоруссии Александром Лукашенко и российским лидером Владимиром Путиным. Комментируя эти контакты, белорусский президент, в частности, отметил, что в сфере безопасности на территории СНГ «довлеют факторы, связанные с расширением НАТО», а также другие аспекты, связанные с «замороженными военными конфликтами». «Об этом много сейчас на саммите говорили, не один президент (имеется в виду Владимир Путин. – «НГ»), – сказал Лукашенко. – И я там об этом говорил, и Нурсултан Назарбаев. Вопросы востока Украины, вопросы Приднестровья, особенно Нагорного Карабаха. Нам бы как-то сорганизоваться и разрубить эти гордиевы узлы. И многие другие».
Россия и ее союзники по коллективной обороне на общеполитическом и дипломатическом уровнях принимают участие в разрешении постсоветских конфликтов. РФ, Белоруссия и Казахстан проявляют определенную активность в урегулировании ситуации в Донбассе. Они также нацелены в рамках международных организаций (Минской группы ОБСЕ, ООН и собственно ОДКБ) разрешить нагорнокарабахский и приднестровский конфликты. Однако без подключения к данным процессам военных сделать это будет трудно.
Не случайно, общаясь на полях саммита в Душанбе, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев договорились поручить министрам обороны обеих стран предпринять конкретные шаги, чтобы на линии соприкосновения и госгранице снизить уровень напряженности в регионе нагорнокарабахского конфликта. Пашинян сообщил, что договорился с президентом Азербайджана о создании канала оперативной связи: «Технические детали не обсуждали, но договорились, что будет разработана соответствующая система оперативной связи. Если мы хотим, чтобы режим перемирия полностью сохранялся, то такая связь должна быть».
Связь между руководителями Армении и Азербайджана может быть быстро и эффективно организована военными структурами двух стран при участии Минобороны РФ. И этот вопрос, видимо, будет обсуждаться в Ташкенте, поскольку, как сообщила пресс-служба Исполкома Содружества, в рамках СМО «планируется подписание документов, направленных на развитие Совместной (объединенной) системы связи, а также информационное обеспечение деятельности вооруженных сил стран СНГ на период до 2022 года».
В рамках ОДКБ такая связь, к примеру, между Ереваном и Москвой уже действует давно. РФ и Азербайджан как партнеры по военному сотрудничеству также имеют каналы надежной военной связи. «Если эти каналы замкнуть на узел связи Национального центра управления обороной РФ или расположенный в Москве Объединенный штаб ОДКБ, то через Москву Пашинян и Алиев смогут общаться, как говорится, конфиденциально и без проблем», – уверен военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он, как бывший командующий 14-й армией, размещенной во времена СССР в Приднестровье, считает, что через Москву такая связь продолжает действовать между Тирасполем и Кишиневом, что дает повод предметно наблюдать за ситуацией в зоне приднестровско-молдавского конфликта. «Молдавские и российские военные миротворцы обеспечивают стабильность в Приднестровье. Подобным образом можно обеспечить стабильность в Нагорном Карабахе и на востоке Украины. И тут могли бы пригодиться российские миротворцы и голубые каски из других государств СНГ. Идея эта не нова. Но реализовывать ее надо политикам за столом переговоров. По-моему, именно военно-гуманитарные структуры обеспечивают стабильность в большинстве замороженных конфликтов в мире, – отмечает эксперт. – И уже после обеспечения стабильности начинается процесс окончательного разрешения конфликтной ситуации».
В качестве положительного примера Неткачев привел миротворческую операцию под флагом СМО СНГ, которая была развернута в 1993–1997 годах в Таджикистане: «О ней забывают. Но это была уникальная операция, когда с помощью военных контингентов из РФ, Узбекистана, Казахстана и Киргизии был предотвращен экспорт нестабильности из Афганистана и налажена мирная жизнь в Таджикистане, который сейчас развивается исключительно в мирных условиях».
Заместитель главы правительства Азербайджана Алтай Эфендиев, являющийся также генеральным секретарем ГУАМ, на саммите в Кишиневе был менее эмоциональным и не допустил антироссийских замечаний. В то же время он обратил внимание на то, что, «встречаясь 1 сентября с Владимиром Путиным в Сочи, Ильхам Алиев выразил надежду на дальнейшее активное участие России в урегулировании нагорнокарабахского конфликта». А глава РФ, со своей стороны, заявил, что «в качестве сопредседателя Минской группы Россия продолжит оказывать все возможное содействие мирному урегулированию этого конфликта». Не исключено, что к этому процессу будет подключено военное ведомство РФ, которое возглавляет Сергей Шойгу, а также структуры ОДКБ, в которую, по некоторым данным, Баку вновь хочет вступить.