VERELQ представляет обзор прессы дня.
Газета «Жоховурд» пишет о том, что племяннику Сержа Саргсяна - Нареку Саркисяну выдвинуто очередное обвинение по делу о похищении и избиении в прошлом году 49-летнего жителя Еревана. Как в этом случае, так и в предыдущих уголовных делах вместе с именем Нарека фигурирует также имя его охранника Артема Петросяна. Нарек, как известно, находится в розыске, тогда как его охранник недавно сдался полиции. По словам адвоката последнего, Артем никак не связан с этим эпизодом, в котором обвиняется. Адвокат заявил, что 22 июня Саркисян и Петросян отправились в Москву, однако через пару дней, когда его подзащитный увидел по телевизору, что происходит, поругался с Нареком - заявив последнему, что из-за него он вляпался в такую историю. После ссоры Артем ушел от Нарека и вернулся на родину.
Газета «Грапарак» пишет: в Министерстве обороны Армении сложилась напряженная обстановка, генералы обеспокоены начатыми в армии широкомасштабными проверками. Высокопоставленный сотрудник Минобороны сообщил газете, что на всех сейчас смотрят "как на преступников". По его словам, проблема не в коррупции или злоупотреблениях, а в том, что армия в целом стала мишенью. Источник также отмечает, что в отношении одного генерала объявлен розыск, другого арестовали, третьего привлекли в качестве свидетеля. Источник призывает избежать организации "шоу" в армии.
Газета «Жаманак» пишет: Насколько бы глава Комитета государственных доходов Армении Давид Ананян не уверял, что кадровые назначения в их структуре отнюдь не позорные, и бывшие должностные лица КГД имеют право вернуться в систему и влиться в дело уже с новым мышлением, однако сложившаяся картина совершенно иная. Бывшие коррупционеры никак не могут работать «с новым мышлением». Ярким тому доказательством является назначение начальника таможенного пункта Баграташена, после которого здесь не разрешают ввоз импортируемых товаров в Армению без таможенной выплаты. Без взятки невозможно провести даже разрешенные законом килограммы или партии товаров. И эти порядки на таможенный пункт вернул недавно назначенный Артур Гаспарян, который все больше известен под псевдонимом «Питул». А сам Питул – племянник Левона Саркисяна (Алрахаци Левик) и спонсор бывшего руководства КГД, который после революции из рядового инспектора сразу же стал начальником таможенного пункта Баграташена. Сами сотрудники таможенного пункта утверждают, что у них никогда не было столь неграмотного и одновременно настолько коррумпированного руководителя. Кстати, отметим, что ранее имя Артура Гаспаряна фигурировало по трем эпизодам уголовного дела о взяточничестве.
Газета «168 жам» пишет: Ожидать, что ЕС «раскроет объятья» и примет Армению только потому, что здесь произошла смена власти, – наивно. Мы это уже проходили. После этого длительное время и до сих пор Грузия вынуждена доказывать свой европейский курс, до сих пор у Грузии есть ряд других соглашений с ЕС, но это – длительный процесс. Говорить о том, что ЕС мечтает видеть Армению, Грузию или какую-либо другую страну в своем составе или в статусе партнера – неправильно. ЕС не нужны ни Армения, ни Грузия. Нам необходим ЕС, мы должны доказать, что достойны их стандартов», - заявил в беседе с корреспондентом газеты «168 жам» грузинский эксперт Гела Васадзе, касаясь ожиданий властей Армении, связанных с политикой ЕС. По его словам, революция не делает страну демократической. «В демократической стране проводят демократические выборы и создают демократические институты. А этого еще не произошло», - заявил грузинский эксперт.
Газета «Жаманак» пишет со ссылкой на свои источники, что призыв премьер-министра Никола Пашиняна о прохождении обязательной службы в армии детей чиновников в первую очередь обеспокоил именно членов команды Пашиняна. Эта тема беспокоит чиновников нового правительства, поскольку многие из них не служили в армии и эти факты могут всплыть уже в ближайшем будущем. Как передают достоверные источники издания, получившие должности в результате бархатной революции молодые люди обсуждают этот вопрос между собой, однако не громко, а с Николом Пашиняном говорить об этом не осмеливаются.
Газета «Грапарак» пишет, что «бархатная революция» дошла до информационной программа «Оракарг» (Повестка) Общественной телекомпании Армении. Шепча на уши сотрудникам информационной программы первые слова «любви и солидарности», руководство начало избавляться от них. После руководителя новостной службы «Оракарг» Артака Эрикяна и директора отдела политических и информационных программ Общественной телекомпании Армении Арутюна Арутюняна очередь дошла и до журналистов. Один редактор освобожден, 5-6 журналистам сказано – написать заявления. «Обоснований нет, просто говорят – сокращения». Потеряли работу также три монтажера, несмотря на то, что прежний состав еле справлялся с работой. «Нам рассказали, что нашли «цивилизованный путь» для избавления от монтажеров. «Журналистам раздали листки, чтобы оценили работу монтажеров в пределах пяти баллов. Те, кто набрал меньше, выбыли. Получается, что монтажерам навредило не руководство, а коллеги, с которыми работали на протяжении многих лет». Уволенные сотрудники уверены, что новое руководство расчищает место для своей команды.
Газета «Иратес» пишет, что Николу Пашиняну очень понравилась президентская «дача» на озере Севан: в субботу и воскресенье он пытается там стряхнуть с себя тяжелый груз революции (во время последнего «лайфа» многие заметили его загар). В этот же период его активисты в областях взяли на себя функцию «комиссаров», «троек». Речь идет особенно о представителях партии «Гражданский договор», которые на местах начали внедрять механизмы революционного контроля – заменяя государственный аппарат. Как пишет издание, напряженная ситуация сложилась особенно в Ширакской, Лорийской и Араратской областях, где представители Пашиняна начали процесс установления контроля в отношении всех и призывают своих знакомых-друзей «писать и доносить обо всем, что о ком-то знают». И это в том случае, когда Пашинян заявляет в Сюникской области, что в вопросе разоблачений нужно воздержаться от «синдрома» 37 года. Скорее всего, эти слова предназначены для внешнего мира.
Газета «Голос Армении» пишет: «15 июля Минобороны Азербайджана сообщило о том, что предотвращена "попытка армянской диверсионно-разведывательной группы перейти линию соприкосновения огня на азербайджано-армянской госгранице в направлении Газахского района". В сообщении также говорилось о "потерях с армянской стороны" и захвате в плен одного из "диверсантов" - 34-летнего Карена Казаряна. В сеть была выставлена фотография Казаряна, лицо которого, видимо, для пущей убедительности либо с другими целями, о которых речь пойдет ниже, было измазано черной краской.
Минобороны Армении сразу же сообщило, что Карен Казарян является жителем села Бердаван Тавушской области, никогда не служил и не служит в ВС РА. "Министр обороны Давид Тоноян, являясь также председателем межведомственной комиссии по вопросам заложников, пленных и без вести пропавших, обратился в ереванский офис МККК для организации возращения гражданина РА. Также МККК поставлен в известность о проблемах со здоровьем у К. Казаряна", - написал на своей странице в Facebook пресс-секретарь ведомства Арцрун Ованнисян. Пресс-секретарь полиции Ашот Агаронян, подтвердив, что Казарян не имеет никакого отношения к вооруженным силам, сообщил: "У него проблемы со здоровьем, и с 2013 года он состоит на учете в соответствующем медучреждении. Обстоятельства его нахождения на территории Азербайджана уточняются".
Год с небольшим назад, 21 июня 2017 года, бакинские СМИ поместили аналогичное сообщение "о захвате в плен военнослужащего ВС РА". Затем они опубликовали видеоинтервью, в котором мужчина в гражданской одежде с напяленным поверх бронежилетом рассказывал о том, что он, Завен Карапетян, уроженец села Довех Ноемберянского района, является военнослужащим-контрактником, участвовал в диверсии против азербайджанской армии и попал в плен. Армянская сторона тогда заявила, что Карапетян - воспитанник детдома, в последние годы вел бродяжнический образ жизни и имел явные проблемы с умственным развитием. Последнее было очевидно невооруженным глазом и в представленном видео - по крайней мере поверить в то, что этот неадекватный человек может быть "разведчиком" и "диверсантом", было очень сложно.
Завен Карапетян стал очередным - шестым - звеном в бесчеловечной и отвратительной по своей сути цепи, которую из года в год раскручивает азербайджанская сторона, используя социально необеспеченных, ущербных или больных жителей армянского приграничья. Звеньями этой цепочки являются и 77-летний Мамикон Ходжоян, скончавшийся после возвращения из плена, и его родственник Арсен Ходжоян, вернувшийся с очевидными проблемами, и Карен Петросян, убитый с особой жестокостью и садизмом, и Саркис Ананян, также вернувшийся с надломленным здоровьем и психикой.
Все они были жителями сел тавушского марза и имели разного рода проблемы. Ранее Манвел Сарибекян из Гегаркуникского марза также оказался в плену и его изувеченное тело было возвращено спустя месяц после смерти (убийства?) в плену. В отношении всех этих людей, в том числе 77-летнего больного старика, азербайджанская пропаганда разыгрывала один и тот же сценарий, пытаясь доказать, что они были "диверсантами": после взятия в заложники следовала соответствующая обработка, переодевание, затем - видеоинтервью, в котором несчастный, естественно, признавал все обвинения. О том, насколько грубо нарушались при это международные правовые нормы, говорить излишне.
В случае с Кареном Казаряном по состоянию на 15 июля видеоинтервью пока в сеть не выставлялось. Возможно, это объясняется явным киксом азерпропа в излишнем рвении доказать недоказуемое. Дело в том, что сразу после публикации фото уже плененного Карена в сети появился снимок военнослужащего на боевом посту с оружием в руках, которого в Баку попытались выдать за Казаряна. В реальности же военнослужащим на фото оказался житель Еревана Ваан Азибекян. Внезапно обнаружив себя "в плену", Азибекян написал в соцсети Фейсбук: "Утром готовился пойти на работу, как вдруг друзья один за другим начали писать и звонить, спрашивая, все ли со мной в порядке, и посылая это фото, якобы я попал в плен, а сам об этом не знаю. Фактически азербайджанцы настолько дебилы, что не отличают людей друг о друга". Можно себе представить мучения бойцов азерпропа, лихорадочно отыскивающих среди армянских пользователей человека, мало-мальски похожего на взятого в заложники, и в конце концов остановившихся на фотографии, помещенной пользователем соцсети на своей странице 12 декабря 2016 года...
В истории с Казаряном помимо совершенно идентичного почерка азербайджанской стороны имеется еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Учитывая непреходящий бакинский зуд по осужденным в Степанакерте карвачарским диверсантам, не исключено, что в Тавушском марзе ведется охота за людьми, в силу своей ущербности потенциально способными стать легкой добычей азербайджанской разведки - для последующего предложения обмена. Напомним, что соответствующие органы РА уже высказывали предположение о преднамеренном хищении людей из приграничных районов. Так, после пленения Карена Петросяна в августе 2014 года Следственный комитет заявил, что рассматривается версия о похищении его азербайджанскими военнослужащими с территории Армении, ибо об этом свидетельствуют некоторые полученные в ходе следствия доказательства.
О том, что азербайджанская сторона ведет охоту на армянских граждан, заявил в свое время и отец Манвела Сарибекяна. Отметив, что сын отлично знал территорию и не мог заблудиться, он заявил: "Скорее всего, его взяли в плен азербайджанские разведчики. Это не первый случай. Уже третий или четвертый случай, когда из нашей деревни исчезают люди". В том же августе 2014-го губернатор Тавуша Овик Абовян рассказал, что во второй половине того же дня, как пропал Саркис Ананян, неизвестный подошел к военнослужащим, несшим дежурство на опорном пункте, представился жителем села Воскеван и на ломаном армянском попросил разрешения подойти к армянским позициям. Когда ему стали задавать вопросы, неизвестный смешался и убежал в направлении азербайджанской стороны.
Эти факты уже невозможно игнорировать: 7 человек за неполные 8 лет, и практически все они - с проблемами ментального характера, шестеро из них - жители Тавуша. Следственному комитету не мешало бы сегодня вспомнить о собственной версии и возобновить расследование того, каким образом эти люди оказываются на территории Азербайджана со всеми вытекающими отсюда последствиями, в ряде случаев - трагическими.
Армянская сторона в лице министра обороны, как уже отмечалось выше, обратилась в Международный Комитет Красного Креста. Еще одна особенность бакинского сценария заключается в том, что к заложникам не допускаются представители МККК или допускаются с большим опозданием. По мнению первого омбудсмена РА Ларисы Алавердян, Ереван должен потребовать возвращения Карена Казаряна в том числе с целью доказать наличие у него ментальных проблем. Если - не приведи Господь - его постигнет трагическая судьба, значит, по ее словам, в Баку расправились с заложником еще и для того, чтобы скрыть это обстоятельство».