26.11.2024
Китай хочет видеть Азербайджан полноценным участником инициативы «Один пояс один путь»
prev Предыдущие новости

Нефть, электричество, вода и аэропорт: бизнес схемы нового президента Армении в России

Биография и бизнес деятельность избранного на должность президента Армении экс-посола армянского государства в Великобритании Армена Саргсяна была разносторонне освещена в СМИ. Казалось, добавить нечего, если бы не объёмная статья, опубликованная на страницах журнала «Компания», где раскрываются бизнес схемы Армена Саркисяна в России. Статья доступна на портале compromatwiki.org под заголовком «Три жизни Армена Саркисяна». Из-за приостановки деятельности журнала «Компания», оригинальную версию статьи не удалось найти на интернет странице издания. Сайт журнала недоступен. Статью публикуем без сокращений.


Международная инвестиционная Knightsbridge Group и ее глава, бывший премьер-министр Армении Армен Саркисян не так давно энергично вошли в российский бизнес: то руководитель Knightsbridge подписывает соглашение с губернатором Архангельской области об участии группы в реконструкции поморской энергетики и архангельского аэропорта, то проскакивает сообщение, что компания Саркисяна собирается строить в Ленинградской области новый водовод (проект стоимостью 40 млрд руб.), то Knightsbridge намерена инвестировать в нашу пищевую промышленность. Между тем в родной Армении Саркисян известен не деловыми, а благотворительными проектами.


«Армен Саркисян - самое серьезное лицо армянской диаспоры в Лондоне, один из самых влиятельных армян в мире», - заявлял глава диаспоры в Петербурге Карен Мкртчян. Впрочем, в самой Армении о предпринимателе пишут не всегда хорошо: оппозиционные политики из Единой либеральной национальной партии обвиняли его и президента Сержа Саркисяна в том, что они якобы вместе занимаются незаконным импортом казахского газа в Армению, именовали Саркисяна даже «кассимом-смотрителем Назарбаева» и утверждали, что якобы Саркисян подарил дочери Нурсултана Назарбаева колье ценой в полмиллиона долларов. Никаких доказательств этому, впрочем, армянские СМИ не приводят. Сам Армен Саркисян настаивает, что он как экс-премьер до последнего времени принципиально не вел на территории Армении никаких бизнес-проектов и занимался исключительно благотворительностью.


Очевидно другое. В сложных условиях российского бизнеса, когда обычные гражданско-правовые отношения зачастую не работают или работают с трудом, когда вообще огромную роль играют связи, наличие соплеменников, могущих найти нужные подходы и при этом имеющих неплохие позиции в бизнесе, является важнейшим фактором, позволяющим новым инвесторам реализовывать проекты.


Между тем в России есть большая армянская община, занимающая важные позиции во всех сферах жизни — в культуре, науке, бизнесе. По данным переписи, численность армян в РФ превышает 1 млн человек, но некоторые эксперты называют в три раза большие цифры. Из-за интенсивной эмиграции из Армении численность армян в России растет быстрее, чем численность любого другого народа: по официальным данным, их количество за 20 лет удвоилось. В 63 субъектах РФ имеются отделения Союза армян России.


В бизнесе особенно сильны позиции представителей армянской диаспоры в финансовом секторе. По данным журнала «Финанс» за 2011 г., богатейшими армянами России являлись владелец группы «Ташир» Самвел Карапетян, владельцы «Росгосстраха» Данил и Сергей Хачатуровы, владельцы группы «РЕСО» Сергей и Николай Саркисовы, основатель «Тройки Диалог» (Sberbank CIB) Рубен Варданян, совладелец банка «Зенит», президент лизинговой компании «Центр Капитал» Игорь Аванесян. Некоторые из российско-армянских бизнесменов, как и Армен Саркисян, оказывают помощь Армении (например, Рубен Варданян в июне 2013 г. объявил о создании специального Initiatives for Development of Armenia Fund, IdeA). И именно эти факты являются важным базовым условием, позволяющим бывшим госдеятелям Армении вести бизнес и в мире, и в РФ.


Судьба физика


Распад СССР, как и всякое крупное социальное потрясение, породил удивительные биографии. Люди бросали профессии, снимались с насиженных мест и делали неожиданные карьеры: экс-математик стал олигархом, выпускник одесского техникума — нью-йоркским брокером, бандиты уходили в бизнес, а военные — в политику. Всю сложность пережитого времени можно увидеть на примере биографии председателя совета директоров Knightsbridge Group.


Сам он говорит о себе: «У меня было три жизни». В своей первой жизни Армен Саркисян был советским ученым, закончившим физфак Ереванского университета и защитившим диссертацию в такой малопонятной для простых смертных области, как «Релятивистская астрофизика».


В 1984-1985 гг. он работал в Кембриджском университете как советский молодой ученый. Затем преподавал, был профессором и завкафедрой в родном Ереванском госуниверситете, где и встретил развал СССР. Молодая армянская республика должна была налаживать госаппарат суверенного государства, не имея ни опыта, ни кадров, вот тут-то и открылись возможности для самых удивительных карьер. Только отсутствием в Армении кадровых дипломатов можно объяснить тот факт, что президент страны Левон Тер-Петросян попросил профессора физики Саркисяна, знавшего английский язык и бывавшего в Англии, помочь открыть посольство в Лондоне. «Я его быстро открыл, потом открывал посольство в Париже, в Брюсселе. Вместо того чтобы сказать спасибо, они сделали меня послом», — иронично замечает Армен Вартанович.


Холдинговое государство


На этом кончилась история Саркисяна-физика и началась история Саркисяна - политика и дипломата. Первоначально новоиспеченный посол в Лондоне думал, что сможет совместить занятия наукой с госслужбой, но это оказалось ошибкой. Зато дипслужба была разнообразной: Саркисян успел побывать послом Армении в Англии, в странах Бенилюкса, в НАТО, Евросоюзе, Ватикане, одновременно был старшим послом по Европе. А в 1996 г., после того, как Левона Тер-Петросяна вторично избрали президентом Армении, Сарксияну было предложено кресло премьер-министра.


В те неполных два года, что Армен Вартанович занимал пост главы правительства, он пытался превратить Армению в региональный международный финансовый центр наподобие Кипра, чтобы в Ереване начали базироваться головные офисы международных компаний. Особая надежда была на всемирный армянский капитал. Как говорит Саркисян, «Армения — маленькая страна, но глобальная нация». Премьер хотел сделать из Армении «холдинговую страну». Причем, если ему верить, эти планы поддерживали Виктор Черномырдин и Борис Ельцин.


Реализация концепции «холдинговой страны» выразилась, например, в том, что в Армении раньше, чем в других странах СНГ, открылись отделения некоторых международных банков (HSBC, Credit Agricole). Но осуществить все планы не удалось: в 1997 г. у Саркисяна обнаружили опухоль, и он подал в отставку, чтобы заняться лечением. «До сих пор многие люди не верят, что я ушел из-за болезни», — замечает Саркисян.


Потом было еще два года почетной дипслужбы, и в 2000 г. начался третий этап в жизни Саркисяна — жизнь проживающего в Лондоне свободного человека, общественного деятеля, мецената, международного эксперта и предпринимателя.


Различие культур


По-видимому, главный капитал, приобретенный Арменом Вартановичем за время госслужбы, — знакомства и связи. Во всяком случае, после ухода из дипкорпуса Сарксиян оказался чрезвычайно востребован в качестве члена руководящих органов самых разных международных общественных организаций и высших учебных заведений. Например, он входит в совет директоров Школы управления им. Кеннеди Гарвардского университета, он сопредседатель Института «Восток-Запад» в Нью-Йорке, он один из основателей и первый председатель Глобального совета по энергобезопасности при Всемирном экономическом форуме. Периодически советы директоров и главы западных корпораций привлекают его как консультанта, прежде всего при разработке восточных и восточно-европейских стратегий.


«Привлечение людей, работавших в правительстве или на дипслужбе, к работе в коммерческих структурах — распространенная практика, — комментирует председатель совета директоров «ЭКОПСИ Консалтинг» Владимир Столин. — Например, все знают, что Олег Сысуев, первый зампредседателя совета директоров Альфа-банка, в 1997 г. был вице-премьером, а затем первым замглавы администрации президента РФ; Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-банка, раньше руководил Федеральной службой по финансовым рынкам. Само по себе консультирование бывшими госдеятелями или чиновниками коммерческих компаний не является чем-то из ряда вон выходящим, а вот переезд в другую страну и оказание услуг там встречаются действительно нечасто».


В качестве советника экс-премьер Армении успел поработать в «Алкателе», в Европейском банке реконструкции и развития, в испанской «Телефонике» и, что особенно интересно, был советником президента BP лорда Джона Брауна, когда тот покупал ТНК. На предположение корреспондента «Ко», что, наверное, тогда советник не ожидал, чем может закончиться сотрудничество, Саркисян ответил: «Нет, я ожидал. К сожалению, эти разговоры были у нас очень часто, потому что я не верил, что формула 50 на 50 работает в этой жизни. И особенно в том случае, когда, несмотря на самые лучшие пожелания людей, культура ведения бизнеса и поведения в жизни у партнеров была совершенно разная. Жизнь показала, что я был прав, но все хорошо, что хорошо кончается. К тому же у них появился огромный опыт, который мало где можно найти: как заниматься бизнесом и как бороться за свои интересы в России».


«Появление экс-чиновников в качестве советников глав крупных компаний нельзя назвать малораспространенным, — отмечает директор программы Executive MBA Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Илья Томорадзе. — По своей сути эта работа связана с пониманием тонкостей той среды, в которой предстоит работать компании. Причем чем более непредсказуема страна, тем больше инвесторы готовы за это платить, особенно если человек получил образование в этой стране, публичен, долгое время был высокопоставленным дипломатом и в ряде случаев может не просто объяснить, но и предсказать развитие событий по тем или иным направлениям. Как правило, они выполняют роль штатных или внештатных советников, крайне редко появляются в советах директоров».


Семейный бизнес


В начале «нулевых» Армен Саркисян создал нескольких инвесткомпаний и стал в них председателем совета директоров. Названия их связаны с различными районами Лондона, где в основном живет Саркисян: Knightsbridge Group и Highbury Group. Объемы капиталов этих структур Армен Вартанович не раскрывает, а о происхождении средств говорит, что это, в сущности, «семейные фонды», куда входят средства как семьи Саркисяна, так и сторонних акционеров — его знакомых. «У меня широкий круг знакомств», — улыбаясь, поясняет бизнесмен.


Бизнес Саркисяна включает в себя 25 дочерних фирм в самых разных отраслях: телекоммуникации, технологии, мультимедиа, недвижимость, энергетика и сельское хозяйство. Головной компанией группы является Knightsbridge Investment Fund, совет директоров которого состоит из представителей международных финансовых организаций и банков, а офисы и представительства расположены в Вене, Лондоне, Париже, Москве, Будапеште, Варшаве, Киеве и Алма-Ате.


Впрочем, тяга к бизнесу у Саркисяна проявилась еще во времена перестройки, когда вместе с коллегами по университету он создал лабораторию «Моделирование сложных систем», зарабатывавшую, например, на компьютерных играх. Но теперь масштабы деятельности у экс-профессора физики совсем иные. Инвестиции Knightsbridge Group осуществляет по всему Восточному полушарию. Например, группа вложилась в создание широкополосного Интернета в закрытом от внешнего мира Туркменистане.


И конечно, есть у компании интересы и в России, где у бывшего советского физика и армянского дипломата имеется обширный круг знакомств. «Я считаю Москву и Санкт-Петербург своей второй родиной. В культурном смысле считаю себя советским человеком. Я принадлежу этой культуре, мне всегда здесь приятно, удобно и комфортно», — говорит Саркисян.


В частности, на российский рынок группа Саркисяна вышла через компанию Knightsbridge Cybersystems, генеральным директором которой является старший сын Армена Саркисяна Вартан, специалист по информационным технологиям и IT-предприниматель. Важнейшее направление специализации Knightsbridge Cybersystems — информационная безопасность «критической инфраструктуры» (к ней, например, относятся электрические сети). Недавно Knightsbridge Cybersystems создала маленькую лабораторию с программистами в Санкт-Петербурге.
На подступах к энергетике


Впрочем, в сфере IT внедрение Knightsbridge на наш рынок пока еще не отличается большими масштабами. Куда более интересны ее попытки внедриться в ТЭК.


Одним из проектов Knightsbridge является ее миноритарное участие в разработке Западно-Чумпасского месторождения нефти в ХМАО. Основной владелец месторождения — международная компания Heritage Oil. Параметры сделки не раскрываются, но, судя по тому, что месторождение дает 400 баррелей в день, выручку компании можно оценить в $10-15 млн в год.


Кстати, «национальный фактор», вероятно, сыграл свою роль в этом партнерстве: во время совершения сделки Микаэль Гулбенкян, представитель очень известной армянской предпринимательской фамилии, был неисполнительным директором Heritage, отвечающим за связи с РФ, а одним из российских партнеров Heritage является холдинг «Согласие», возглавляемый президентом Всемирного армянского конгресса и Союза армян России Арой Абрамяном.


Перспективным направлением для инвестиций в РФ Армен Саркисян считает электроэнергетику. Для работы в отрасли его Highbury Group создала у нас дочернюю структуру «Корпорация «Ленинград», которая, в свою очередь, стала акционером компании «Энергопроект». Это крупнейшая на Северо-Западе организация, занимающаяся проектными и инжиниринговыми работами в электроэнергетике, возникшая в результате слияния двух оставшихся с советских времен проектных институтов. Ее основными заказчиками являются ФСК и МРСК. По «странному совпадению» глава этой компании тоже армянин - Гагик Захарян.


Что любопытно, связь с зарубежным акционером даже помешала «Энергопроекту» выиграть конкурс на проектные работы для «МРСК-Северо-Запад». Заявка организации была исключена из конкурса, а в качестве мотивации этого решения говорилось: «Отсутствуют переведенные на русский язык и соответствующим образом заверенные копии о регистрации иностранной компании Highbury Energi Corporation, расположенной в офшорной зоне на Британских Виргинских островах, 100% учредителя ООО «Корпорация «Ленинград», которая является соучредителем ЗАО «Энергопроект». Именно чтобы избежать таких технических проблем, фонд Саркисяна набирается в РФ опыта на правах миноритария. «Мы через «Энергопроект» стали лучше понимать эту часть российского бизнеса, — поясняет Армен Вартанович. — На настоящем этапе мы рассматриваем возможность инвестирования более серьезных денег в область не только инженерии, но, может быть, и строительства, и торговли электричеством. Я люблю работать системно. Первые два-три года нужно изучать. Но изучаем мы не академически, а входим в какой-то реальный проект. Опыт с «Энергопроектом» я считаю положительным, он многому нас научил, со многими мы познакомились, многих нашли, ведь всегда очень важным фактором является, кто твои партнеры, кто твои менеджеры».


Мозаика проектов


Что касается ленинградского водовода, то Армен Саркисян рассказывает о нем вот что: «В гостинице в Санкт-Петербурге, где я останавливался, качество воды было не самое высокое. Я начал интересоваться этой проблемой, выяснилось, что есть старый план водовода от Ладожского озера в Лениградскую область. Так как это «зеленый» проект, а я люблю «зеленые» проекты, мы решили посмотреть на него серьезно и посчитать. Сделали бизнес-план, и оказалось, что в принципе из него можно сделать бизнес-кейс».


При губернаторе Ленинградской области Валерии Сердюкове Knightsbridge подписала с правительством региона меморандум о взаимопонимании, однако затем новым губернатором назначили Александра Дрозденко, посему в настоящее время идет изучение бизнес-плана. В прессе встречались сообщения, что стоимость проекта оценивается в 40 млрд руб., из которых 30 млрд руб. должна вложить Knightsbridge.


Другое соглашение о сотрудничестве Knightsbridge подписала в 2013 г. с правительством Архангельской области: там инвестфонд собирается участвовать в реконструкции электроэнергетики двух районов, аэропорта и заниматься проектами в сфере туризма. Пока идет изучение инвествозможностей области. Как сообщил руководитель Агентства по транспорту администрации Архангельской области Дмитрий Деарт, «руководство Knightsbridge Natural Resources Group проявило интерес к проектам аэропорта Архангельск. Обслуживание, ремонт взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, светосистемы, ограждений производится по федеральной программе, и на эти цели будет потрачено 3,6 млрд руб. Область тоже вкладывает 396 млн руб. В свою очередь, компания Knightsbridge Natural Resources GesmbH готова вложиться в здание аэропорта и приаэропортовую инфраструктуру. У нас аэропорт международный, можно расширить зоны duty-free. Они также интересовались, можно ли здесь организовать карго-перевозки в целях ускорения прохождения таможенных процедур и последующей доставки грузов автотранспортом в Москву и Санкт-Петербург».


Ну и самый последний проект Knightsbridge в России связан с пищевой промышленностью. На этот раз «старшим партнером» фонда Армена Саркисяна выступает итальянская «Кремонини групп», присутствующая в РФ через совместную итало-бразильскую компанию «Иналка ДжиБиЭс». У нас она занимается производством и дистрибуцией мяса. В подмосковном Одинцово у «Иналки» комплекс по выпуску гамбургеров, в Оренбургской области компания строит большую бойню. Knightsbridge опять входит в дело в качестве миноритария. Объем ее инвестиций в российский бизнес «Кремонини» не раскрывается, но от участников рынка удалось узнать, что, возможно, речь идет о сумме порядка 100 млн евро.


Быть может, главный вывод, который можно сделать из биографии Армена Саркисяна: связи, умение устанавливать отношения с людьми, качества личности и нахождение в нужное время в нужном месте в бизнесе часто важнее, чем деньги.