Президент Армении Серж Саргсян провел совещание с участием глав министерств экономического блока, председателя ЦБ и руководителя Госкомиссии по защите экономической конкуренции. Глава государства обратил внимание на рост цен на рынке товаров первой необходимости.
В преддверие новогодних праздников и в последующие дни цены на ряд ключевых продовольственных товаров неуклонно растут. И если чиновники и крупные хозсубъекты объясняют это ситуацией на мировом рынке и вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, то многие эксперты заявляют о коррупционных схемах в процессе ценообразования.
Как отметил сегодня президент, в Армении действуют рыночные отношения, однако государство должно обеспечивать конкурентную среду, равные условия для всех хозсубъектов. По его словам, власти должны выяснить, чем обусловлен рост цен — объективными факторами или же жадностью бизнеса.
«Если у подорожания есть объективные причины, то нужно подумать о поддержке социально уязвимых слоев населения. У нас есть опыт субсидирования части стоимости ключевых товаров. Если проблема вызвана повышением налогов, то нужно разработать механизмы смягчения. А если бизнес просто жадничает, то тут уже меры должны быть очень строгими», — сказал он.
По итогам встречи Саргсян поручил составить список ключевых товаров и следить за процессом их ценообразования с целью исключения рисков подорожания. Глава государства поручил следить за ситуацией на рынке пшеницы и муки, дизельного топлива, бензина и газа. По его словам, любые ценовые «накрутки» будут строго пресекаться.
Примечательно, что рост цен на ряд ключевых продовольственных товаров в Армении наблюдался на протяжении всего 2017 года. Однако в январе он усугубился ростом цен на топливо, в первую очередь на популярный в республике сжиженный газ для транспорта и дизтопливо. Если цены на импортируемое продовольствие росли на основе роста мировых цен, то топливо подорожало с 1 января по причине увеличения налогов.
Дело в том, что правительство увеличило налоги на импорт, как сжиженного газа, так и дизтоплива, и бензина. Если последний не рассматривается как социальный фактор, то газ и дизтопливо бьют по карману подавляющего большинства граждан Армении. Сжиженный газ используется большинством автотранспортных средств (до 90%). На газе работает большая часть городского и межгородского общественного транспорта, практически все такси, доставляющий продукты в магазины автотранспорт и большая часть частных автовладельцев. Из этой цепочки становится ясно, что мультипликативный эффект от повышения стоимости сжиженного газа пройдет по всей цепочке потребления.
Что касается дизтоплива, то рост его стоимости не только влияет на стоимость конечной и переработанной сельхозпродукции, но и приводит к удорожанию экспортной продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Соответственно, снижению ее конкурентоспособности на внешнем рынке.
В связи с этим совсем не случайно, что армянское общество и СМИ после новогодних праздников, мягко говоря, не обошли вниманием эту проблему. Оппозиционный блок «Елк» («Выход») начал созывать граждан на акции протеста, несмотря на все разъяснения чиновников об объективности роста цен. С другой стороны, многие моменты ценообразования и экономические нюансы стали объектом общественно-политических спекуляций.
Насколько будут эффективными анонсированные выше Саргсяном меры, покажет время. Однако следует заметить, что рынок перечисленных выше товаров сегодня монополизирован и контролируется узкой группой лиц, близких к президенту. Данное обстоятельство не позволяет рассчитывать на то, что Саргсян в конечном итоге захочет обуздать неуемный аппетит своих приближенных-олигархов.