В то время как председатель ЦК КП КНР Си Цзиньпин с помпой принимает своего американского коллегу Трампа, несложно увидеть, как оба лидера и две страны движутся в разных направлениях. Об этом в своей статье в «New York Times» пишет Энтони Блинкен.
После съезда Коммунистической партии в прошлом месяце, Си Цзиньпин стал бесспорным правителем Китая. Он так и не назвал преемника, что, по мнению автора, большой намек на то, что он чувствует смелость продлить свое правление на второй пятилетний срок. «The Economist» назвал китайского лидера самым могущественным человеком в мире – звание, которое обычно предназначается президенту США.
Что касается Трампа, то автор отмечает, что он прибыл в Китай с самым низким рейтингом в истории. Различия между двумя лидерами также видны в том, что Си строит мосты, в то время как Трамп «одержим постройкой стен». В то время как Трамп отвергает мультикультурализм и глобальное управление, Си Цзиньпин выступает именно за эти идеи, что видно по проекту «Один пояс и один путь».
По словам Блинкена, администрация Трампа принизила ООН, вышла из торгового соглашения по Транстихоокеанскому партнерству, отказалась от парижского соглашения по климату, попыталась отказаться от ядерной сделки с Ираном, поставила под сомнение основные связи Америки в Европе и Азии, и стремится закрыть двери для мигрантов.
В это же время лидер Китая взял руководство повесткой в области изменения климата, принял систему урегулирования споров ВТО и увеличил акции Китая во Всемирном банке и МВФ. Пекин продвигается вперед с торговым пактом, в который войдут основные азиатские экономики плюс Австралия и Новая Зеландия, но не США. В настоящее время Китай также является одной из ведущих стран с точки зрения вкладов в бюджет ООН и миротворческих операций. Более того, Си Цзиньпин делает все, чтобы привлечь в Китай передовых ученых и новаторов.
Кроме того, эксперты уже предсказывают, что Китай обойдет США в сфере ИТ и искусственного интеллекта. «Си Цзиньпин сфокусирован на робототехнике, аэрокосмической отрасли, высокоскоростной железной дороге, новых транспортных средствах и продвинутых медицинских изделиях», - пишет автор, добавляя, что «стратегические инвестиции Трампа сводятся к углю и донкихотским усилиям вернуть производство, потерянное в сфере автоматизации».
Как отмечает автор, у Китая, конечно же, есть и свои недостатки, такие как трудности для иностранных инвестиций в определенных секторах экономики, растущее неравенство, медленный рост, утяжеленный стареющим населением, снижение производительности и неэффективные государственные предприятия, загрязненный воздух. «Но недостатки Китая могут не иметь значения в отсутствие убедительной альтернативы. Я бы никогда не ставил против США, но, если управляемое Трампом возвращение в национализм, протекционизм, односторонность и ксенофобию продолжится, модель Китая может взять верх»,- пишет аналитик.
По его мнению, уничтожение лидирующей роли, которую США играли со времен Второй мировой войны, предоставит место иным, и они возьмутся за организацию мирового порядка на основе своих ценностей, а не американских. «Г-н Си не стесняется того, кто будет этим другим. В то время как г-н Трамп уступает место Китаю, либеральный международный порядок, который определял вторую половину 20-го века, уступит свое место нелиберальному»,- резюмирует автор.