26.11.2024
Сбежавший из турецкой тюрьмы публицист армянского происхождения получил убежище в Греции
prev Предыдущие новости

Готов ли ЕАЭС к «евразийской расчетной единице»?: желание и реальность

Создание региональной расчетной единицы может в перспективе принести Армении определенную выгоду. Считает эксперт Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Дмитрий Коршунов.


В начале июля Центр интеграционных исследований (ЦИИ) ЕАБР представил доклад на тему "Колебания валютных курсов в ЕАЭС в 2014-2015 годах: анализ и рекомендации", в котором предложил создать региональную расчетную единицу, наподобие ЭКЮ в Европе. Выгоды конкретно для отдельных стран выделить тут сложно, считает Дмитрий Коршунов. Однако, чем больше экономика страны зависит от динамики взаимной торговли и инвестиций в ЕАЭС, тем более она заинтересована в отслеживании резких и/или долгосрочных сдвигов траекторий взаимных курсов валют.


"Какие меры принимать в этой ситуации - это уже решение каждой страны. В прошлом году, например, взаимная торговля Республики Армения с другими государствами - членами ЕАЭС показала значительный рост - более чем в 1,5 раза. Причем в отдельные кварталы рост достигал двукратных значений по отношению к соответствующим периодам предыдущего года", - сказал Коршунов, передает Sputnik.


Это было особенно примечательно, по его мнению, с учетом того, что в целом по Союзу торговля снизилась почти на 6,7%. Коршунов считает, что возможные резкие изменения курса могли бы подорвать конкурентоспособность экспорта, что в итоге отрицательно сказалось бы на росте.


"Это даст дополнительный инструмент анализа, исходя из показателей экспорта, для Армении это выгодно. Но, нужно понимать, что это лишь инструмент. Чтобы выгоды материализовались, понадобятся правильные решения в области экономической политики уже непосредственно в самой Армении", - сказал Коршунов.


В целом, по мнению эксперта, это позволит создать своего рода инструмент наблюдения, который позволит не только увидеть в динамике колебание курсов национальных валют по сравнению со средним показателем по Евразийскому союзу, но и получить информацию об относительной конкурентоспособности экспорта. Он считает, что, исходя из этого, государства-члены смогут вырабатывать меры по устранению рассогласованности взаимных обменных курсов и проводить политику, позитивно влияющую на взаимную торговлю.


Развитие региональной расчетной денежной единицы имеет смысл, если впоследствии происходит постепенное движение стран-участниц к формированию валютного союза, отметил эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. По его словам, денежная единица относительно безрисково может применяться в операциях между центробанками и правительствами, в первую очередь это касается долговых отношений. Россия и Казахстан имеют исторически достаточно стабильный курс между национальными валютами, и у этих стран больше стимулов и возможностей для взаимной валютной интеграции, чем у других стран ЕАЭС, сказал Куликов.


ЦБ РФ участвует в подготовке концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, заявили ранее "Известиям" в пресс-службе регулятора. В том числе прорабатывается идея гармонизации национальных законодательств для укрепления финансовой интеграции с учетом баланса интересов всех стран, уточнил представитель Банка России.


Центральные банки стран ЕАЭС готовы рассмотреть это предложение, рассказал источник издания, близкий к ЕЭК. Тем не менее, по его словам, в Банке России считают, что роль региональной денежной единицы должен выполнять рубль.


Между тем желание по формированию рублевой зоны одно, а экономические реалии пока совсем другие и работают отнюдь не в пользу перехода к единой расчетной единице. По данным ЦБ РФ, доля расчетов в российской валюте в мире не превышает 1%. В ЕАЭС эта доля составляет 60-80%. При этом в ЦБ признают, что рубль доминирует только в двусторонних сделках с участием России. В сделках между другими государствами пока преобладает доллар, и «это означает, что рубль как региональная валюта не выполняет функцию универсальной меры стоимости и платежа, а функцию расчета и средства обращения – частично».


С другой стороны на первых парах, по мнению экономистов, страны ЕАЭС могут перейти на взаимные расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами (нефть, газ, пшеница) и отказаться от привязки к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию.


Тем более, что в 2016 году глава России Владимир Путин по итогам приговоров с президентом Армении Сержем Сарсгяном в Москве Путин допустил переход с Арменией на взаиморасчет в национальных валютах. «Россия и Армения могут перейти на взаиморасчеты в национальных валютах», - заявил президент Владимир Путин. Он отметил, что переход на национальные валюты может произойти в интересах «дальнейшего расширения и диверсификации торговли». Тогда он сообщил, что этот вопрос «прорабатывается».


С тех пор прошло больше года, что делалось в этом направлении неизвестно, но с экономической точки зрения страны ЕАЭС не стали ближе к созданию единой расчетной единицы в плоскости внутренней торговли.


Между тем в Евразийской экономической комиссии сообщают, что в настоящее время вопрос о создании расчетной денежной единицы не обсуждался со странами ЕАЭС. При этом на повестке дня точно не стоит вопрос создания единой валюты. Более того, этот обсуждение этого вопроса, как недавно заявил глава Центробанка Армении Артур Джавадян, отложено до 2025 года. "Этот вопрос обсуждался много, но на данном этапе у нас нет разногласий с партнерами. До 2025 года он обсуждаться не будет. К такому решению пришли главы финансовых регуляторов всех пяти стран-членов ЕАЭС, подписан соответствующий документ", - сказал Джавадян.


Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая считает, что введение единой валюты в Евразийском союзе – это не утопия, это хуже – антиутопия. “Любая такая попытка сейчас кончится катастрофой”, - отмечает она.


"Как ранее отмечала член Коллегии, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая, "нет ни предпосылок, ни потребностей для введения единой валюты"", - говорится в сообщении ЕЭК.


Кроме того, в ЕЭК обращают внимание на то, что сейчас ставят перед собой две простые задачи в сфере валюты и финансов 1) создать общий финансовый рынок к 2025 году; 2) обеспечить необходимую валютно-финансовую стабильность, которая реально необходима для того, чтобы функционировало Единое экономическое пространство.


В Евразийской экономической комиссии утверждают, что в мире накоплен обширный опыт использования расчетных денежных единиц, как в различных региональных интеграционных объединениях, так и в более глобальном масштабе (СДР — специальные права заимствования МВФ, европейскую валютную единицу ЭКЮ, переводной рубль - коллективную расчетную валюту Совета экономической взаимопомощи).


По мнению директора Департамента финансовой политики Тиграна Давтяна, если страны ЕАЭС примут решение о введении евразийской расчетной единицы, то они не будут копировать ЭКЮ или какие-либо иные международные расчетные единицы.


"Очевидно, что необходимо будет разработать особый сценарий, в наибольшей степени учитывающий специфику евразийской интеграции и экономические характеристики государств ЕАЭС. При этом мы говорим о единице, выполняющей исключительно расчетные функции», - сказал Давтян.


Он также отметил, что в перспективе введение евразийской расчетной единицы могло бы способствовать увеличению доли национальных валют во взаимной торговле между резидентами государств-членов, а также более эффективному управлению валютными рисками и снижению транзакционных издержек при взаимных расчетах.

Иран назвал новые санкции США попыткой заблокировать свои научные исследования
Следующая новость next