Карабахский узел не получится разрубить военным путем, однако война между Арменией и Азербайджаном не прекращалась ни на минуту со времени боев за Нагорный Карабах. И накал вооруженной борьбы между сторонами будет обостряться. Об этом в беседе с VERELQ заявил доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев.
— Господин Перенджиев, в зоне карабахского конфликта очередное обострение, причем впервые после апреля 2016 года Азербайджан применил систему залпового огня TR-107. Может ли развитие этой ситуации привести к повторению апрельских военных действий?
— Я пожалуй повторюсь: я полагал и полагаю, что война между Арменией и Азербайджаном не прекращалась ни на минуту со времени боев за Нагорный Карабах. Дело в том, что снижение уровня вооруженной борьбы принимают за перемирие, а его повышение — за начало новой войны. Но нет никаких перемирий, нет новых войн. Война продолжается та же, но меняется уровень обострения на линии огня. Накал вооруженной борьбы всегда будет обостряться, если не будет подвижек в освобождении 7 районов территории Азербайджана армянской стороной, которые ранее никогда не входили в состав Нагорного Карабаха. То есть, бои в настоящее время идут исключительно на азербайджанской территории, а не на территории Нагорного Карабаха (Арцаха). И азербайджанская сторона никогда не смирится с потерей своих законных территорий. Я имею ввиду эти 7 районов, и речь не о территории Нагорного Карабаха. Поэтому нынешнее обострение может быть также очень серьезным!
— Почему застопорился переговорный процесс и почему венские и питерские договоренности не реализуются?
— Не реализуются из-за нежелания обоих сторон делить проблему на 2 части: проблема Нагорного Карабаха и проблема 7 территорий Азербайджана. Официальный Баку не хочет, так как тогда получается, что он как бы косвенно признает этим, что Нагорный Карабах имеет иной статус, чем остальные территории Азербайджана. А армянская сторона не хочет эти 7 районов просто так отдавать и хочет обменять на признание официальным Баку независимости Нагорного Карабаха. А раз официальный Баку не делит проблему на две части, поэтому и официальный Ереван рассматривает семь районов, как буферную зону, которая обеспечивает защиту самого Карабаха от Азербайджана.
— Что удерживает эту непростую ситуацию от повторения апрельских событий? И на самом ли деле Баку хочет войны, о которой постоянно говорит?
— Ситуацию удерживает желание России и других субъектов решать проблемы не военным путем, а за столом переговоров. Но официальный Баку не может не идти на обострение ситуации, если нет подвижек в переговорном процессе, так как именно из-за отсутствия этих подвижек в азербайджанском обществе нарастает общественный запрос к власти на возвращение территорий военным путем. И желательно всех сразу.
— Бытует мнение, что в преддверии таких политических событий, как выборы, некоторые внешние проблемы отходят на задний план. По-Вашему, России сейчас есть дело до Карабаха, когда ожидаются выборы, ну и проблем на Ближнем Востоке хватает?
— Конечно, есть. И даже более, чем есть. Но слово Россия надо делить на две части — российские властные и, в особенности, внешнеполитические структуры уделяют этому внимание. А вот российское общество, действительно, не озабочено конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Большинство из-за незнания, что есть на свете такой Карабах, а уж тем более проблемы вокруг него. Другая часть что-то слышала, но из-за того, что в российских СМИ эта тема мало освещается, эти граждане полагают, что и им не о чем беспокоится по этому вопросу. Но на самом деле обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном больно ударяет по состоянию национальной безопасности России!
— Вы разделяете мнение, что эта проблема будет решена лишь военным путем и переговоры — просто затягивание времени, но не путь к решению?
— Проблему не получится решить военным путем, ни с какой стороны. Не надо забывать, что скрытые симпатии союзников Армении по ОДКБ — Казахстана и Киргизии, на стороне Азербайджана. Поэтому — нет, я такого мнения не разделяю.
Беседовала Лия Ходжоян