23.11.2024
Жесткая Турция с агрессивной политикой: как отреагирует Запад на референдум? (интервью)
prev Предыдущие новости

Сафарян: С генсеком ОДКБ Хачатуровым голос Армении будет звучать громче

Международные отношения вступили на полосу глубокого конфликта и конфронтации. Российско-американские отношения сегодня являются наихудшими за все время существования этих отношений, и это не может не тревожить. Между Западом и Россией идет геополитический конфликт, который обретает форму противостояния, что не может не беспокоить. Об этом в интервью VERELQ сказал армянский политический аналитик, председатель исследовательско-аналитической организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян.


-Мы живем в регионе, который также отличается нестабильностью и валотильностью. Наше общество внимательно следит за событиями в соседней Турции, в Сирии, где идет гражданская война, в Ираке, а также за агрессивной, несговорчивой позицией Азербайджана, который готовится развязать новый конфликт в зоне нагорно-карабахского противостояния. Все это не может не беспокоить, все это заставляет серьезно подходить к каждому внешнеполитическому шагу, который должна сделать Армения.

-2-го апреля в Армении состоялись парламентские выборы. Как их результаты могут отразится на армяно-российских отношениях? Изменится ли повестка этих отношений?


-В новый парламент вошли силы, которые имеют давние, крепкие и надежно-прозрачные политические отношения с российскими партнерами. И я думаю, что их существование и деятельность в парламенте, их работа, направленная на развитие армяно-российских многосторонних отношений, будет продолжена и впредь. Характерно, что силы, которые выступали против евразийской интеграции, которые сомневались в необходимости армяно-российского стратегического союза не получили должных процентов и не вошли в парламент. Таким образом, это еще одно проявление того, что наше общество в своем большинстве за продолжение добрососедских, союзнических отношений с Российской Федерацией, с нашими союзниками по Евразийскому экономическому союзу и по ОДКБ.


-Почему, вопреки ожиданиям скептиков, не было так называемых поствыборных развитий в Армении?


-Во-первых потому, что армянское общество, в целом, полно позитивных ожиданий от тех обещаний, которые были даны в предвыборный период, а большинство этих ожиданий касаются новых инвестиций, нового экономического витка развития страны, которое общество очень ждет. Во-вторых, мы все прекрасно понимаем, что еще один внутриполитический конфликт, еще одно противостояние, в частности, по геополитическим пристрастиям, еще одна попытка дестабилизации нашего общественно-политического пространства будет нести за собой самые неожиданные и самые драматические последствия. И именно позитивные ожидания, которыми сегодня полно армянское общество в результате парламентских выборов, будут определять тот фон, где у правительства нет мешающей ему оппозиции, и, в частности, радикальной оппозиции, а власть борется лишь за претворение в жизнь своих программ и идей.

Ведущие политические партии Армении в процессе предвыборных баталий дали много обещаний по активизации экономической жизни и улучшению экономического положения граждан страны. Совершенно очевидно, что наши взоры в результате сказанного обращаются вновь в сторону России и ЕАЭС. Совершенно очевидно, что армянское общество за углубление и развитие отношений в рамках ЕАЭС и за наиболее полное участие страны в интеграционном процессе. Свидетельство тому позитивное отношение ко всем тем разговорам, которые политическая и экономическая элиты Армении ведут по развитию страны. Я имею ввиду и создание армяно-иранской зоны свободной торговли для дальнейшего вовлечения стран Евразийского экономического союза в этот процесс, и активизировавшиеся переговоры по восстановлению железнодорожного сообщения через Абхазию, что значительно приблизит Армению к общему евразийскому интеграционному пространству.


Я имею ввиду и те обещания, которые были даны лидерами победивших на выборах партий о том, что ожидаются очень существенные инвестиции, и в первую очередь со стороны российских инвесторов. Это очень серьезные обещания, которые в состоянии значительно активизировать экономическую жизнь в Армении.


-В армянский парламент прошли, в основном, те силы, которые выступали за евразийскую интеграцию Армении. Тем не менее, одни из самых ярых противников этого Союза также оказались в парламенте. Какое развитие событий можно ожидать в этом контексте?


-Во-первых, я бы хотел особо подчеркнуть тот факт, что на днях Молдова получила статус наблюдателя в ЕАЭС, что, на мой взгляд, является очень хорошей новостью, и говорит о том, что в Молдове победил здравый смысл и прагматичный подход. И что это государство будет искать восстановление своих былых экономических связей и отношений с Россией и с другими партнерами по ЕАЭС.


Армения предподписала рамочное соглашение о сотрудничестве с Европейским союзом, и это вопреки тому, что еще 2,5 года назад европейские политики и дипломаты нам говорили, что сочетание европейской и евразийской интеграции невозможно. В случае Армении мы прекрасно понимаем, что это возможно и с Европейским союзом, и с другими интеграционными объединениями современного мира в той степени, в которой это не противоречит нашим обязательствам в рамках Евразийского экономического союза. Сочетание этих двух интеграционных форматов именно в сказанном мною ключе будет определять нашу экономическую политику в обозримом будущем.


А что касается Молдовы, то Армения, как член ЕАЭС, ищущая новых форм сотрудничества с Европейским союзом, и Молдова, как ассоциированный член ЕС, которая ищет новых форм сотрудничества с ЕАЭС- это два очень интересных эксперимента, которые будут заставлять нас серьезно думать над тем, что по окончании современного противостояния Запад-Россия возможно, все-таки, вернуться к той форме интеграции интеграций, о которой в свое время говорил президент России Владимир Путин. Поэтому я думаю, что несмотря на ожесточенное международное положение, на существующую конфронтацию, вопрос интеграции интеграций принципиально из повестки международных отношений никуда не исчез, а только застопорился из-за многих политических, конкретных сиюминутных факторов, преодоление которых вопрос времени.


В выборный период армянское общество, из-за своего собирательного, здорового инстинкта самосохранения, не сделало никаких шагов в направлении углубления ожесточения и противостояния существующих кризисных явлений в Армении. Понятно, что никуда не делась радикально-прозападная оппозиция, она есть в Армении, но после этих выборов она будет сидеть и ждать ошибок и упущений современной власти, и будет работать на укрепление этих ошибок, чтобы снова поднять голову и повести за собой людей. Поэтому, на мой взгляд, эти выборы, которые привели к власти политические силы, которые будут в ближайшие годы работать в направлении определения политики Армении, они сейчас должны много и принципиально работать и очень бережно и чутко относиться к ожиданиям граждан страны, которые с пониманием отнеслись к общему политическому фону и не создали новых препятствий и новых проблем для армянской власти в процессе претворения своих политических программ.


-Господин Сафарян, на днях в Бишкеке главы государств наконец-то пришли к консенсусу и назначили генеральным секретарем ОДКБ представителя Армении. В соседнем Азербайджане к данному событию отнеслись, мягко говоря, настороженно: некоторые считают, что Азербайджану есть о чем беспокоится из-за этого назначения, так как Армения получила трибуну, с которой может вещать от имени международной организации, другие же призывают под сим фактом не рассматривать никаких серьезных последствий.


-Назначение генерал-полковника Юрия Хачатурова генеральным секретарем ОДКБ говорит о том, что Россия и ее союзники по организации Договора о коллективной безопасности прилагают усилия к развитию углубления взаимовыгодного военно-политического сотрудничества. Это во-первых.


Что касается реакции в Азербайджане, то я не думаю, что в назначении Юрия Хачатурова для официального Баку есть проблема, так как Армения всегда работала во имя укрепления военно-политического союза и во имя укрепления безопасности наших стран, стабильности на нашем цивилизационном пространстве. Какое может быть беспокойство от этого назначения?


-Но Вы же сами в начале интервью сказали, что Азербайджан готовится развязать новый конфликт в зоне нагорно-карабахского противостояния.


-Да, именно. Только в этом плане у них может быть беспокойство, если Азербайджан готовится развязать новую войну, так как в этом плане эта новая ситуация действительно может помешать Баку развязать конфликт.


Вы считаете, что назначение представителя Армении на этом посту может сдержать эти амбиции?


-Нет. Но я уверен, что опытный и знающий свое дело армянский генерал на посту генерального секретаря ОДКБ будет способствовать тому, чтобы голос Армении при необходимости был услышан Россией и нашими союзниками. Мы прекрасно понимаем, что Карабахский конфликт это наш конфликт и защита интересов армянства Нагорного Карабаха и безопасности наших соотечественников в республике это наша задача – задача Армении и армянского народа. И, кстати говоря, последние выборы безоговорочно показали, что армянский народ отвергает любую форму достижения мира любой ценой и, в частности, ценой односторонних уступок. Я бы даже сказал, что эти выборы показали, что армянский народ за продолжение переговорного процесса, за поиск и нахождение мирного решения в рамках Минской группы ОБСЕ, против нагнетания военного психоза и решения проблемы путем войны. Но в тоже время армянское общество готово отразить любую военную агрессию, неприемля какого-либо диктата и давления в процессе нахождения мирного решения.


Беседовала Лия Ходжоян

После референдума: Эрдоган направляет паруса Турции «в штормящее море»
Следующая новость next

Регион

Все новости