Кампания против Армянской Апостольской Церкви носит откровенно незаконный характер и реализуется при осознанном участии представителей правоохранительной и судебной систем. Об этом заявил адвокат Ованес Худоян.
По его словам, организованное давление на церковь не имеет под собой никакой правовой основы. Несмотря на это, в системе находятся следователи, судьи и прокуроры, которые, полностью осознавая антиправный характер принимаемых решений, тем не менее выносят и подписывают их. Речь, как подчеркивает адвокат, идет не о спорных или пограничных ситуациях, а об очевидно незаконных решениях, которые в принципе не могли быть приняты в правовом государстве.
Худоян отмечает, что мотивы такого поведения могут быть разными: страх, давление, наличие компроматов или же сознательная враждебность по отношению к Армянской Апостольской Церкви. Однако вне зависимости от причин, результат один — подрыв основ правосудия и утрата моральных ориентиров в системе.
Говоря о так называемой «чистке» судебной системы, о которой говорилось после смены власти в 2018 году, адвокат утверждает, что она носила своеобразный характер: из судебной власти были фактически вытеснены независимые и смелые судьи, способные выносить законные, но неудобные для власти решения. Изменения в составе Высшего судебного совета, по его оценке, лишь усугубили ситуацию: и сегодня в этих структурах оказались люди, способные принимать незаконные судебные акты против церкви.
Худоян также подчеркивает, что правоохранительная система разрушена в целом. По его словам, трехуровневая судебная система и правоохранительные органы, преследуя отдельные дела и конкретных деятелей по политическому заказу власти, искажают саму сущность права. Это, в свою очередь, отражается не только на тех, кто подвергается целенаправленному преследованию, но и на всех гражданах.
Он обращает внимание на опасную практику: формируются прецедентные решения на уровне Кассационного суда, которые принимаются ради давления, арестов или иного ограничения прав отдельных лиц в политических цеоян. Однако подобные решенияв дальнейшем распространяются на всех, снижая уровень правовой защиты, ограничивая свободы и расширяя инструментарий репрессивной системы.
В итоге, подчеркивает Худоян, последствия политически мотивированных преследований уже ощущают на себе и те граждане, которые не имеют никакого отношения ни к политике, ни к общественной деятельности, но сталкиваются с искаженными механизмами уголовной юстиции в решении своих частных дел.