Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в ходе итоговой пресс-конференции прокомментировал намерение армянских властей стать членом Европейского союза на фоне членства Еревана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
«Я, кстати, не раз обсуждал эту тему — тему взаимоотношения членства в Евросоюзе и в Евразийском экономическом союзе. Обсуждал и с моим коллегой Араратом Мирзояном, и с Николом Пашиняном, когда где-то год–полтора назад или год посещал последний раз Ереван. Очевидно для любого, кто как-то знаком с принципами функционирования Евразийского экономического союза и Европейского союза, что невозможно переходить на стандарты Евросоюза, оставаясь членом Евразийского экономического союза. Это не раз и наш вице-премьер Алексей Оверчук разъяснял в контактах со своим армянским коллегой. Это просто технически невозможно. И несовместимы они не только потому, что разные нормы в торговле, в инвестициях применяются, которые не стыкуются друг с другом, но и потому, что Брюссель, евросоюзовский Брюссель, прямо и настойчиво эту идею продвигает, хочет преобразовать нормативно-правовую базу Армении в соответствии со своими стандартами.
Я уж не говорю о том, что эти стандарты подразумевают, как я говорил в случае с Сербией, полное присоединение к внешней политике Европейского союза, что означает и присоединение к антироссийским санкциям, к антироссийским заявлениям и так далее. Вот недавно, в декабре прошлого года, была подписана новая стратегическая повестка партнёрства Армении с Евросоюзом. Там всё это закреплено: что нужно и в сфере внешней политики координировать, и в сфере торговли, и в сфере экономики. Либерализация визового режима предлагается армянам, но она обусловлена тем, что Евросоюз должен иметь голос в решении проблем в правоохранительной сфере, в сфере охраны границ. Понятно, что в Армении находятся наши пограничники, и уже возникает вопрос о том, как это стыкуется с нынешними обязательствами Еревана.
Поэтому движение в направлении членства в Евросоюзе, о чём заявлено, на этот предмет приняты соответствующие законы, конечно же, не может совмещаться с сохранением членства в Евразийском экономическом союзе. И если Армения примет соответствующие решения, как сказал господин Пашинян, примет их как соответствующие волеизъявлению армянского народа, — это право Армении и армянского народа»,- заявил Лавров.
Глава российского МИД также коснулся тех экономических выгод, которые получила Армения от членства в ЕАЭС.
«Безусловно, я просто хочу сказать, что трудно игнорировать те цифры, которые характеризуют развитие экономики Республики Армения за последние 10 лет. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза в 2015 году, когда её валовой внутренний продукт составлял 10,5 миллиарда долларов, а сейчас эта цифра равняется 26 (миллиардам). В два с лишним раза увеличился ВВП Армении за период членства в Евразийском экономическом союзе. И благодаря тому, что ЕАЭС предоставляет армянским товарам свободный доступ на рынки других стран — членов союза, армянский внешнеторговый товарооборот, прежде всего с Российской Федерацией, достиг рекордных показателей и сейчас составляет 14 миллиардов долларов, чего никогда не было. Я эту статистику привожу просто потому, что вы спросили о том, как соотносится стремление к участию, членству в Евросоюзе с продолжением отношений с Евразийским экономическим союзом. Но ещё раз хочу сказать, что выбирать, конечно же, должен армянский народ, армянское руководство. Но совместить участие и там, и здесь абсолютно исключено»,- отметил Лавров.