Обнародование важных документов обычно имеет одну главную цель — представить эти документы на суд общественности. Арбитром является общество. Когда этот арбитр отсутствует, раскрытие любого важного, поворотного исторического документа приобретает деформированный смысл.
Превыше опубликованного властями пакета документов, организованных инсценировок и ответных реакций стоит нечто гораздо более важное: в 2019 году сопредседатели предложили Армении вариант урегулирования, который гарантировал:
а. Армянский Арцах,
б. Исключение войны,
в. Исключение жертв,
г. Исключение унижения национального достоинства.
Если бы в 2019 году власти Армении ухватились за предложенный вариант и вступили в предметный переговорный процесс, не было бы войны, не было бы жертв, не было бы потери Арцаха, не было бы сегодняшней ситуации.
Если бы в Армении было жизнеспособное общество, сейчас в Ереване была бы предреволюционная ситуация. Общественность призвала бы власти к ответу.
А сегодняшняя Армения живет своей обычной жизнью. Я не виню наших соотечественников, живущих трудной жизнью. Проблема в якобы образованных, якобы начитанных, якобы элитах и других якобы сознательных слоях.
Они могут часами пустословить о «Реальной Армении», глобализме и конце национализма, оправдывая свою аморфную позицию. Факт остается фактом: армянскому народу говорят — если бы в 2019 году были приняты правильные решения, у тебя не было бы войны со всеми ее катастрофическими последствиями, а армянский народ не реагирует. Это самое страшное. Потому что это видит и враг, и, безусловно, сделает выводы.
Но чтобы так не было, нужно было годами непрерывно работать с собственным обществом, а не молчать годами и просыпаться в преддверии выборов. Национальный капитал должен был сформировать рабочие структуры — не сделал этого; деятели, обладающие ресурсами, должны были понять эту простую проблему — не сделали этого. Нужно было постоянно общаться, вести диалог с собственным обществом — этого не делалось. Многое не было сделано.
Я несколько раз говорил: мы всегда обсуждаем, кто будет участвовать в предстоящих выборах, наивно полагая, что именно это самое важное. На самом деле самый важный вопрос в другом: кто будет голосовать, какой гражданин, какое общество? От голосования сегодняшнего безразличного гражданина не ждите ничего хорошего.
Время еще есть: при правильной работе можно подойти к выборам с жизнеспособным гражданином и жизнеспособным обществом. Остается лишь правильно работать.
Ваге Ованнисян
Группа «Альтернативные проекты»