Как можно оценить «план Трампа» по Украине? На фоне неудач Украины на поле боя на что расчет у европейцев и украинцев в вопросе изменения «плана Трампа»? Европейцы признают поражение Украины или вступят в прямой конфликт с Россие ради продолжения конфликта?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах VIII Международного молодёжного форума «Будущее» ответил политолог, профессор МГИМО МИД РФ Дмитрий Саймс.
Как вы можете его оценить «план Трампа» по Украине?
Это предварительные планы. Он в деталях не обсуждался с российской стороной. Президент России Владимир Путин сказал, что он может быть адекватной основой. Но, как говорят в таких случаях, дьявол в деталях. Детали нам ещё в Москве не ясны, и, по-моему, они не ясны самому президенту Трампу. Я спрашивал у чиновников Белого дома, как президент относится к этому плану. Мне было сказано, что он знает о плане и в принципе поддерживает идеи, содержащиеся в нём, но в деталях он его ещё не изучал и не читал.
Сейчас на Трампа будет оказываться отчаянное давление — и со стороны Украины, и, конечно, европейских стран, — чтобы он пошёл им навстречу. И надо исходить из того, что каждая уступка им будет за счёт того, что есть в этом плане и что соответствует интересам России. Это такая стандартная процедура, с которой Россия сталкивается: сначала что-то предлагают, а потом начинают потихоньку забирать то, что было первоначально предложено.
И вот тут должна быть ясность: план, который мы видим, — компромиссный. Очень многое зависит от интерпретации. И когда с невинным видом говорят: «Давайте мы что-то изменим», — это делает план всё более и более отличным от задач специальной военной операции (СВО).
А на фоне неудач Украины на поле боя на что расчет у европейцев и украинцев в вопросе изменения «плана Трампа»? Ведь Россия после изменений может не согласиться на этот план. Ведь даже США признают, что у Украины нет шансов победить Россию и она уже проигрывает войну.
Наверное, расчёт на то, что, во-первых, они готовы продолжать войну. Если говорить о европейцах, то война не идёт на их территории. Россия по ним пока не наносила никаких ответных ударов, хотя они, очевидно, всё более и более становятся прямыми участниками конфликта. И, с их точки зрения, войну можно продолжать.
А что касается Зеленского, давайте будем честны с самими собой: план в том виде, в котором он сформулирован, скорее всего означает конец режима Зеленского. Потому что предполагаются выборы — выборы с элементами международного контроля. И что, Зеленский сможет эти выборы выиграть после коррупционного скандала и после существенных уступок России? По крайней мере, по-моему, сам Зеленский не ожидает, что ему удастся выиграть хоть сколько-нибудь реальные выборы. А раз так, то, как говорил президент Путин, он и его окружение — это действительно организованное преступное сообщество. Им может прийтись очень и очень нелегко. Они выговорили себе амнистию, но это никак не значит, что в той Украине, в которой им тогда пришлось бы жить, у них могло быть какое-то будущее или гарантированная безопасность.
Продолжая тему неудач Киева на фронте и позиции европейцев: рано или поздно европейцам придётся определяться — или они должны признать поражение Украины, или вступить в прямой конфликт с Россией. На ваш взгляд, по какому пути пойдут европейцы? Они готовы уже сейчас к прямому столкновению с Россией ради продолжения конфликта?
Это хороший вопрос, центральный вопрос. Выбор европейцев во многом зависит от выбора России. Пока война ведётся на украинской территории, европейцы относятся к этому довольно спокойно. Для них это крестовый поход против России, и в этом крестовом походе, который они сделали центральной повесткой своей внешней политики, им очень не хочется признавать поражение. А пока по ним никакие удары не наносились. Если вы посмотрите даже на эти уродливые карликовые прибалтийские государства — даже у них есть ощущение, что лучше идти против России, чтобы обеспечивать свою безопасность, чем постараться с Россией минимально договориться. Причём даже договариваться особенно не надо — просто нужно прекратить постоянные антироссийские выпады и провокации.
И мне кажется, что мы конечно должны быть готовы к миру — об этом неоднократно говорил Владимир Путин и другие российские руководители. Но мы должны также быть готовы к тому, что нам придётся заставлять их идти на мир. И нам придётся признать, что эти страны вовлечены в растущую агрессию против России, и у них не может быть иммунитета только потому, что они члены НАТО. Пятая статья хартии НАТО — это внутренний документ НАТО, он нас ни к чему абсолютно не обязывает. Я не представляю, чтобы Соединённые Штаты рисковали ядерной войной, допустим, во имя Таллина.
Айк Халатян