В Тбилиси прошли местные выборы, на которых жители выбирали мэров и муниципальные советы. Партия «Грузинская мечта» снова одержала убедительную победу: после подсчета голосов за нее проголосовало более 70% избирателей.
По словам аналитика Лаши Касарадзе, на этот раз правящей партии было проще переварить победу, поскольку оппозиция практически полностью утратила легитимность. «В Грузии нет настоящей оппозиции. Это просто радикализированная, демонизированная группа, по сути, секта, принимающая лишь абсолютистский подход: либо они, либо никто. Они готовы прибегнуть к насилию и свергнуть правительство», — подчеркнул эксперт в эфире канала Neutrality Studies.
Эта «оппозиция» попыталась штурмовать президентский дворец и открыто призывала к свержению власти. В ответ партия «Грузинская мечта» решительно отреагировала: были арестованы лидеры оппозиции, включая почетного председателя партии Ивани и других из топ-5 руководителей, в том числе спикера парламента и премьер-министра.
Интересно, что среди призывающих к насилию оказался известный грузинский оперный певец, популярный в Европе. «Ирония в том, что они цепляются за любого, кто критикует «Грузинскую мечту», даже если этот человек не политик. Вся страна его знает, но он просто не политик. Вопрос в том, как эти люди так радикализировались. Их, наверное, просто покупают и продают», — отметил Касарадзе.
Эксперт также отметил, что масштабы протестов были значительно меньше, чем сообщалось в международных СМИ. Хотя BBC писала, что «десятки тысяч протестующих маршировали по центру Тбилиси», по его данным на улицах находилось всего несколько тысяч человек. «Это, вероятно, самое слабое сопротивление по сравнению со всеми предыдущими протестами во время парламентских выборов», — отметил аналитик.
По его словам, протесты завершились относительно быстро — всего за два дня. ««Грузинская мечта» решительно выиграла эти выборы, и я не слышал о продолжении сопротивления», — добавил он.
Касарадзе также подчеркнул, что местные выборы не изменили бы конфигурацию парламента, однако оппозиционные силы использовали их как повод для демонстрации своей активности, вероятно, больше ориентируясь на международное сообщество, чем на внутреннюю аудиторию.
Таким образом, по оценке Касарадзе, нынешние протесты показали, что радикализированная оппозиция не способна реально повлиять на политическую ситуацию в стране. «Хотелось бы видеть здоровую оппозицию, где две партии могли бы бросать друг другу вызов по реальным вопросам, но на данный момент в Грузии такого нет», — заключил аналитик.
Материал подготовила Нана Ваграмян