Правительство Армении опубликовало текст меморандума о взаимопонимании с США в сфере энергетической безопасности. Документ заявлен как рамочный и носит декларативный характер, не создающий юридических обязательств и не гарантирующий привлечения ресурсов. Тем не менее он задаёт контуры, в которых Вашингтон предлагает развивать сотрудничество с Ереваном.
Основные тезисы меморандума сводятся к следующему:
повышение устойчивости армянской энергосистемы за счёт сближения с «лучшей международной практикой»;
стимулирование инвестиций частного сектора в инфраструктуру;
расширение сотрудничества по вопросам гражданской ядерной энергетики, включая технологии малых модульных реакторов (ММР);
развитие аккумуляторных мощностей для возобновляемой энергетики (ВИЭ);
модернизация сетей передачи и распределения;
усиление кибербезопасности энергетической инфраструктуры.
На первый взгляд повестка выглядит весьма амбициозной. Однако критический анализ заставляет поднять ряд вопросов.
Армения действительно рассматривает возможность перехода к американским ММР. Но подобный выбор вступает в противоречие с базовыми задачами национальной энерго- и промышленной безопасности.
Во-первых, ММР сегодня находятся в стадии опытных проектов, и ни в одной стране они пока не доказали промышленной рентабельности. Для Армении это означало бы зависимость от внешних поставщиков и технологий на десятилетия вперёд — без гарантий их долгосрочной эффективности.
Во-вторых, ММР по определению не способны обеспечить объёмы генерации, необходимые для развития промышленности и увеличения экспорта электроэнергии (в том числе по энергокоридору «Север—Юг»). Предлагаемая «Росатомом» АЭС конвенциональной мощности могла бы стать опорой энергобаланса и залогом интеграции в региональные энергорынки.
В-третьих, чрезмерная ориентация на возобновляемые источники и аккумуляторные системы, прописанная в меморандуме, рискует подменить стратегическую задачу обеспеченной генерации краткосрочными «зелёными» проектами, привлекательными для доноров, но малорелевантными для долгосрочной энергетической безопасности.
Таким образом, меморандум с США фиксирует набор намерений, но не даёт ответа на ключевой вопрос: каким образом Армения будет формировать стратегический базис своей энергетики? Ставка на ММР и ВИЭ выглядит скорее как политический сигнал, нежели как прагматичная стратегия.
Старший научный сотрудник сектора кавказских исследований ИКСА РАН Ваге Давтян для "Сектора гор"