Президент Ирана Масуд Пезешкиан во время визита в Армению, выступая на армяно-иранском бизнес-форуме, заявил, что по всем обсуждённым вопросам достигнуты эффективные и передовые договорённости, а также созданы полноценные инфраструктуры для работы в сфере торговли, инвестиционных групп, промышленников и других экономических игроков.
На мой взгляд, это заявление президента Ирана заслуживает внимания. С одной стороны, оно, конечно, может показаться стандартным заявлением на бизнес-форуме, выступлением, какого рода президенты делают в самых разных странах, в том числе в Армении, и которое делали руководители разных государств. То есть есть стандартное выступление, которое вовсе не обязательно содержит практические изменения ситуации.
С другой стороны, однако, речь президента Ирана, возможно, стоит рассматривать и в контексте новых реалий, когда в свете известных вашингтонских договорённостей геополитическая конкуренция вокруг Армении может принять экономический характер, либо этот характер может получить определённое преимущество хотя бы на нынешнем этапе.
Я отнюдь не имею в виду ту пропагандистскую примитивность, что вот-вот миллиарды хлынут в Армению. Просто в геополитической конкуренции или борьбе может возрасти роль экономических инструментов. В этом смысле выступление президента Ирана может содержать определённый сигнал или призыв иранским экономическим кругам к повышению активности в армянском направлении.
Повторю: это вовсе не означает манны небесной для экономики Армении. Потому что Армения ещё должна быть способна любую активность превратить в экономическое качество и прочную структуру. С учётом опыта реэкспорта или реимпорта из России, Армения из благоприятных экономических возможностей умеет извлекать только как можно больше денег в карманы отдельных людей, но превращать благоприятную конъюнктуру в экономическое качество — нет.
Об этом, собственно, и говорит официальная статистика.
Аналитик Акоп Бадалян